Что такое нлп в психологии: особенности методики, виды, техники и процессы нейролингвистического программирования

Как построен курс

Курс построен довольно гибко и состоит из:»Мастерство Коммуникации» (МК): навыки эффективного общения. Два блока: МК-1 и МК-2, по 6 занятий каждый.»Успешное Мышление» (УМ): навыки изменения. Два блока: УМ-1 и УМ-2, по 6 занятий каждый.»Повседневный Гипноз»: практическое использование гипноза в повседневной жизни. Один тренинг 6 занятий. Все эти навыки и умения интегрируются в единое целое и отрабатываются в самых различных жизненных аспектах на заключительном двухдневном «Интеграционном Семинаре» После того, как вы пройдёте группы МК-1, МК-2, УМ-1, УМ-2, Повседневный Гипноз 1, а также Интеграциионный Семинар, вы можете сертифицироваться на Практика НЛП:

Общая продолжительность курса 130 часов.

Шаг 4. Найти полезные Ресурсы

Чтение:

  • Классическая книга Дэна Журафски и Криса Мэннинга
  • Йоав Голдберг с рассказом о DL в NLP
  • Foundations of Statistical Natural Language Processing (Christopher D Manning & Hinrich Schutze)
  • NLTK book 
  • Материалы от NLP Stanford Group
  • Natural Language Processing by Jacob Eisenstein

Датасеты:

Онлайн-курсы

  • Natural Language Processing
  • Applied Text Mining in Python
  • Natural Language Processing with Dan Jurafsky and Chris Manning, 2012
  • Курс от университета Стэнфорда по DL in NLP

Сайты и блоги

  • NLP-progress
  • NLP News
  • Stories in Towards Data Science

Готово: теперь вы можете выбрать задачу, метод(ы) и начать воплощать задуманное!

PS: методы можно комбинировать

Рождение нейролингвистического программирования (НЛП)

Группы Мета Модели (Meta ModelGroups)

В начале 1974 года Бендлер и Гриндер начали реализацию проекта Мета Модель, который стал основой для нейролннгвистического программирования. В рамках группы, встречи которой происходили в расположенном на Миссион Стрит в Санта Круз доме, где проживали студенты, они начали работу над методами получения информации.

Лесли Камерон, 1980-е

В этот период выделился стержень постоянных участников Почти все они стали впоследствии известными деятелями НЛП, в создании которого они активно участвовали. Вначале группа занималась методами консультации для пар, гештальт-терапией и «семейными скульптурами», еще одной методикой совершенствуемой Вирджинией Сатир в рамках семейной терапии.

Тодд Эпштейн, Джудит Делозье, Роберт Дилтс. 1980-е

В этот период в группе наступило интересное развитие межчеловеческих отношений. Участники все более открывались, чаще говоря о личных вопросах. Эффектом этого стали сильные эмоциональные связи между членами группы. Кроме прочих в нее входили: Лесли Камерон, в будущем жена Ричарда Бендлера, Джудит Делозье, которая выйдет замуж за Джона Гриндера, Франк Пьюселик, Байрон Льюис, Девид Гордон, Стив Гиллиген, Мерибет Андерсон, Джим Айхер, Поль Картер, Терренс МакКлендон и Роберт Дилтс. Терренс МакКлендон определил эту пору как рождение нейролингвистического программирования.

Основой исследований в группах Мета Модели было допущение о том, что исключая методы ориентированные исключительно на тело, вербальная коммуникация между терапевтом и клиентом является центральным пунктом каждой терапевтической работы. Было принято, что в вербальной коммуникации Перлза и Сатир можно выделить специфические языковые образцы, указывающие на проблемные процессы и вызывающие изменения. Первое определение этих языковых паттернов и проверку их воздействия дало лингвистическое знание Джона Гриндера.

Результаты исследований были опубликованы в 1975 году в издательстве Sciens & Behavior Books в первом томе The Structureof Magic (Структура Магии). На базе общей семантики Альфреда Ко-жибского и генеративно-трансформационной грамматики Ноэма Хомского, Бендлеру и Гриндеру действительно удалось выработать основы для модели, которая давала возможность целенаправленно собирать информацию о представляемом человеком мире (модель мира). Успехом также увенчалась попытка моделировать и точно описать структуру существенных языковых способностей Перлза и Сатир в области успешной коммуникации между терапевтом и клиентом. Терапевтическая подготовка Ричарда Бендлера и языковые знания Джона Гриндера дополняли себя так успешно, что плодом этого сотрудничества стала одна из наиболее выдающихся работ о человеческой коммуникации.

Грегори Бейтсон

Во время работы над Мета Моделью, Бендлер и Гриндер вели оживленный диалог с Вирджинией Сатир и Грегори Бейтсоном. Бендлер в это время переехал в местность под названием Акорн Холлоу. Спитцеры также владели там землей, на которой возникло особенно талантливое общество терапевтов и художников. На этой земле также располагался издательский дом. Грегори Бейтсон с женой жили там тогда со своей дочкой Норой. Они переехали сюда поскольку Луизу Бейтсон интересовали альтернативные формы родов. Вирджиния Сатир знала Бейтсонов еще со времен MRI и дружила с ними. Она даже подумывала переехать в Акорн Холлоу. Из-за весьма близких отношений с Норой Бейтсон она охотно там пребывала в свободное время. Позже здесь поселился и Джон Гриндер.

Аркон Холлоу, таким образом, был в то время интелектуальным центром. Царившее там состояние возбуждения отражали вступления, написанные Грегори Бейтсоном и Вирджинией Сатир к первому тому Структуры Магии. Сатир писала:

«Эта книга является результатом сотрудничества двух восхитительных, способных молодых людей, которые хотят изучить, каким образом происходят изменения, и желают задокументировать этот процесс. Кажется, им удалось описать элементы, которые можно предвидеть, вызывающие изменения во время коммуникации между двумя людьми. Познание этих элементов дает возможность сознательного их использования, таким образом мы получили полезные методики проведения изменений Я бы не могла написать это вступление, не выразив моего удивления, восхищения и впечатлений. Долгие годы я была тренером и теоретиком , а также работала в клинике. Это означает, что я видела, как проходят перемены в семьях. У меня есть своя теория о том как их вызвать. Знание об этом процессе теперь значительно расширилось, благодаря Ричарду Бендлеру и Джону Гриндеру, которые могут говорить конкретным, толковым образом о составляющих, открытого и описанного ими явления».

Как научиться НЛП?

Во-первых, следует понимать, что каждый из нас более или менее неосознанно прямо или косвенно ежедневно сталкивается с НЛП в повседневной жизни. Люди всегда пытаются манипулировать друг другом, чтобы получить желаемое или заставить других что-то сделать.

У кого-то это получается легко и непринужденно, а кто-то бессмысленно «бьется об стену».

Научиться нейролингвистическому программированию можно как самостоятельно, почитав многочисленные книжки основателей методики НЛП или других авторов, и освоив основные несложные техники. Можно также пойти на обучающие курсы, которых тоже много, особенно в крупных городах.

Как и во всем остальном, результат обучения сильно зависит от мотивации и уверенности в эффективности (действенности) предмета изучения. Многие начинают обучаться после того, как испробуют метод на себе и получат необходимые изменения.

Я, например, пришел к этому именно таким путем.

Речевые стратегии

Журналисты применяли речевые стратегии задолго до того, как НЛП выделилось в отдельное направление. Тем не менее они хороши при живом общении и работают совместно с подстройкой.

Трюизмы

Трюизмы – банальности, не вызывающие желания спорить. Они перекочевали в НЛП из философии, их эффективность не доказана. Человек с критическим мышлением легко оспорит любой трюизм. Уверена, вы сделаете это почти с каждым утверждением ниже:

  • хорошее не может стоить дешево;
  • есть вещи, которые нельзя купить;
  • каждый имеет право на ошибку;
  • не все йогурты одинаково полезны;
  • о вкусах не спорят.

В продажах на трюизмах строят скрипты по отработке возражений. На фразу «Это слишком дорогие ботинки» можно ответить «Скупой платит дважды» и посеять сомнение внутри клиента. Редко трюизмы применяют для выявления потребностей в живом разговоре: банальности стандартизирует клиента в его глазах, отбивают желание продолжать беседу. А вот в рекламных плакатах трюизм работает неплохо: он позволяет человеку чувствовать себя частью общества и дает положительные эмоции. Корректных экспериментов на эту тему не проводили и удачный опыт имеет локальные субъективные успехи.

С первого взгляда спорить не с чем. Но если подумать: что даст сила? Для кого она бесценна? Зачем ее чувствовать?

Забалтывание

В стратегию входит несколько техник по созданию плавности и выразительности речи, иллюзорной связи между предложениями. Например, использование союзов «и» и «но». Сравните предложения:

  • Ваши волосы красивые, но короткие.
  • Ваши волосы красивые и короткие.

Первое предложение носит негативный оттенок, второе уравновешивает утверждения и является позитивным. Подмена союзов меняет настроение собеседника и действует на него положительно. Никаких подтверждающих фактов этому, разумеется, нет. Но звучит и впрямь лучше.

Вторая техника – использование союза «и» для связки речи. Когда я начинала изучать английский, то записывала себя на диктофон. Прослушивала и ужасалась паузам, нелогичности изложения. Чтобы облагородить представление о себе, я использовала связку and («и») между предложениями. Так набор разнородных фраз превратился в годный для прослушивания монолог.

В русском языке так же. Введите союз «и» и речь заиграет новыми красками: «И так прекрасна ночь. И звезды в небе горят. И время бесконечно течет».

Следующая техника хороша для письменного текста. Ее смысл в указании причинно-следственной связи между утверждениями:

  • чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей;
  • чем больше вы хотите развиваться, тем больше думаете о покупке нового курса;
  • после того как купите лапшу, сможете купить роллы со скидкой;
  • я не полечу на Марс, потому что у меня нет столько денег.

Основное правило забалтывания пришло с эриксоновского гипноза – говорить много, перескакивать с вопроса на вопрос, активно посыпать речь предлогами и союзами. Закончить спич просьбой. По легенде НЛПеров человек просто не сможет вам отказать. Мне сложно оценить эффективность этого метода, так как я всегда внимательно слушаю людей и замечаю откровенный бред.

Простите за качество видео, но не поделиться им просто грех. НЛП как оно есть)

Пресуппозиции

Пресуппозиции — речевые уловки, в которых о внушаемом факте говорят как о само собой разумеющемся. Видов пресуппозиций много, поэтому для удобства я привела схему.

Все о пресуппозиции в одной схеме

Примеры нейролингвистического программирования

Сегодня данное направление нашло широкое применение во всевозможных различных сферах жизни людей. Эффективность техник подтверждена работой продавцов и менеджеров во всем мире. Раньше руководители были ориентированы на качество и количество произведенной персоналом работы. Сегодня на первый план выходит умение начальства устанавливать контакты и поддерживать гармоничные взаимоотношения в коллективе, начиная от руководителей среднего звена и заканчивая простыми подчиненными. Поскольку именно от корпоративной культуры зависят показатели прибыли, именно от согласованной работы в компании зависит ее конкурентоспособность. В реалиях современного рынка навыки нейролингвистического программирования являются крайне актуальными и довольно важными.

Сегодня самым ценной чертой успешного управленца считаются умения работать с коллективом, которые необходимо постоянно совершенствовать путем улучшения коммуникативных навыков. Хорошему руководителю необходимо всегда помнить о таких важных управленческих элементах, как умение влиять на массы, в частности на персонал, способность мотивировать на достижение поставленных результатов. В этом не последним значением обладает внутренняя харизма руководящего лица, его обаяние.

Начальственный состав нового поколения понимает, что количество знаний о поведении собственных работников непосредственно сказывается на налаживании общего языка с коллективом.

Методики, предлагаемые НЛП, часто применяются в целях достижения новых перспектив развития бизнеса, увеличения продаж, привлечения клиентов и инвесторов.

Нейролингвистическое программирование способно создать принципиально «новых» руководителей, умеющих грамотно управлять персоналом и организацией в целом, взаимодействовать с потенциальными клиентами и потребителями услуг.

Применение данного направления в бизнесе обусловлено его технологиями, которые способствуют более полному и точному сбору информации и качественному управлению ею, путем произведения очень быстрых изменений в мыслительном оперировании людей.

Техники нейролингвистического программирования чаще применяются в сфере продаж товаров и услуг. Для эффективности продаж необходимо придерживаться двух параметров – качества и уровня. Уровнем называется количество всех приобретенных услуг либо товаров, а качеством – объем конкретно каждого приобретения. Уровень продаж легко увеличивается при помощи рекламной компании. А техники данного направления способны приумножить результативность рекламной компании.

В рекламе зачастую технологии программирования применяются с целью решения таких задач: определение аудитории, применение методов новизны для выработки непосредственно рекламных идей, анализ эффективности таких рекламных идей.

Определение аудитории – это выявление объектов внимания и конкретных стратегий мыслительного функционирования, свойственных рассматриваемой целевой аудитории. Данные действия позволяют формировать комфортные для определенной аудитории сообщения.

Регулирование настроя покупателя, вызов состояния абсолютного доверия, уважения, интереса являются инструментами данного направления, позволяющими существенно приумножить качество всех продаж.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Сотрудничество Ричарда Бендлера с Джоном Гриндером

Джон Гриндер, будучи на десять лет старше Бендлера, стал супервизором в его группе семинаров гештальт-терапии.

Гриндер родился 10 января 1939 года в штате Мичиган. В молодости он работал тайным агентом ЦРУ в Германии, Италии и Югославии. В начале семидесятых его имя стало известным среди любителей генеративно-трансформационной грамматики, восходящей к Ноэму Хомскому. Он также работал младшим ассистентом профессора лингвистики под руководством Грегори Бейтсона в Кресж Колледж.

В это время Гриндер был уже очень сильно вовлечён в развитие передовых методов обучения. В момент знакомства с Бендлером он был абсолютным новичком в области терапии и консультирования. Несмотря на это, он быстро распознал необыкновенные терапевтические способности Бендлера. Деятельность последнего пробудила интерес также среди студентов, интересующихся этим вопросом. Благодаря устной пропаганде быстро возникали последующие группы геш-тальта. Их встречи проходили частным образом по уикендам или вечером. Вначале Бендлер сам вел группы. Потом в это включился Гриндер. Бендлер лично ввел его в терапевтический процесс. То что тогда происходило, было представлено Джозефом О’Коннором и Джоном Сеймуром так:

«Ричард начал вести группы гештальт-терапии и брал с участников по пять долларов за вечер. Он вошел в контакт с Джоном Гриндером и так сильно заинтересовал его теорией гештальта, что тот также начал участвовать во встречах групп. Джон был восхищен. Ричард знал, что ведя группы, он получает успех, но хотел точно понять, как это у него получается и какие паттерны наиболее эффективны. Есть огромная разница между тем, что просто иметь способности и их использовать, и осознавать их, поскольку оба эти фактора помогают добиться необходимых результатов. Джон и Ричард составили договор: Ричард должен был познакомить Джона с тем, как вести гештальт-терапию, а Джон должен был помочь осознать Ричарду, что он конкретно делает в это время. С этой целью Джон начал регулярно участвовать в работе группы по понедельникам и моделировать Ричарда. Ричард давал ему понять, какие из паттернов, по его мнению, самые важные, акцентируя их взглядом или интонацией. Джон учился быстро. Ему потребовалось два месяца для того чтобы изучить паттерны и быть готовым к ведению группы также как и Ричард. Он встречался с ней во вторник по вечерам и называл ее группой «повторного чуда». Поскольку участники переживали во вторник с Джоном те же самые чудеса, которые ранее испытали члены группы Ричарда в понедельник».

Джон Гриндер и Ричард Бендлер. 1980-е

Моделирование — процесс, в котором главное — научиться специфические способности одного человека передавать другому, так чтобы последний мог их практически использовать. Это процесс в котором вначале выбирают подходящие паттерны , а далее, во время представления интересующих типов поведения, анализируют их систематически и внимательно, задавая вопросы. В конечной фазе, при помощи демонстрации моделей, определяются основные правила и паттерны поведения, которые перенимаются, а их воздействие тестируется. Поэтому в принципе во время моделирования делается попытка воссоздать вышеназванный процесс, раскладывая его на существенные компоненты, чтобы дать возможность обучиться ему третьим лица.

Вначале моделирование применялось в Соединенных Штатах во время тренингов в области торговли под названием Мастер Моделирования (Master-Modelling). Бендлер и Гриндер впервые применили его в рамках терапевтической коммуникации. Это стало возможным, поскольку в момент встречи с Ричардом Бендлером, Джон Гриндер уже проводил эксперименты с моделированием в области изучения языков.

Гриндер внес, таким образом, в сотрудничество с Бендлером лингвистические знания и свой опыт создания моделей. Бендлер в то же время имел опыт, касающийся современных терапевтических школ, таких как гештальт-терапия, семейная терапия, рольфинг и рейки. Кроме того, он проявлял необыкновенный талант к точному копированию поведения других людей.

Ориентированные на эксперимент, и лишь в начальной фазе направленные на гештальт-терапию, группы Бендлера и Гриндера вскоре стали постоянным элементом групповой активности в Санта Круз. Их оригинальная активность была описана Терренсом МакКлен-доном в достойной прочтения книге The WildDays. NLP 1972 — 1981 (Безумные Дни. НЛП 1972 — 1981). Высокой котировкой эта группа благодарна личности Ричарда Бендлера, который уже тогда, характерным для своего молодого возраста способом, необычайно энергично стремился к реализации своих проектов. Он часто применял оборот, отражающий его позицию: «GO FORIT … NOW!!! («СДЕЛАЙ ЭТО … СЕЙЧАС!!!).

НЛП упражнение №3 «Через 50 лет» или «Двадцать лет спустя»

Вариант названия НЛП упражнения для тех, кто помнит и любит мушкетёров Дюма.

Чтобы снизить интенсивность переживания через НЛП, представьте неприятную ситуацию (человека), (место), каким это всё будет … 50 лет спустя.

Взгляд, брошенный на такую «трагедию» из такого далёкого будущего, как правило, уменьшает значение и пафос того, что волнует и волнует неприятно.

Как писал поэт Некрасов:

Сложно выполнить эту НЛП технику? Специально для самостоятельной проработки такого и сотен других запросов мы создали психологические карты. Попробуйте работу с этим удивительным инструментом с безграничными возможностями.

Иногда достаточно и двадцати лет, чтобы перестать обижаться на кого-то и скорее его пожалеть, простить, выкинуть из своей головы.

Людям свойственно меняться, причём, нередко – к лучшему. Тогда наш вопрос к НЛП, перестанет быть вопросом мстительного мелкого человека, который ждёт только морщин и маразма от своего врага. А вдруг вашему врагу предстоит стать Хорошим Человеком? Тогда оставим его в покое – перед нами будущий святой, раскаявшийся и исправившийся.

В этом Раскладе всего 2 Позиции.

НЛП ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Этот человек сейчас.

НЛП ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Этот же человек 20 лет спустя

В НЛПраскладе участвуют карты «1000 Жизней»: первая, скорее всего, осознанная, вторая – спонтанная.

Итак, вы увидели динамику всей ситуации. Что вы возьмёте на вооружение в ситуации здесь и сейчас? Как это вам помогло?..

Пример НЛП

1. Клиентку НЛП сеанса раздражает конкретный человек, на которого ей намекает карта «Эгоист». Он не работает, ведь «его интересы превыше всего», он «активно предъявляет свои требования миру», умеет «отстаивать свои интересы». Любая работа – это «не для него», он «выше» любой работы.

2. Кем же станет этот человек через 20 лет? Какой НЛП прогноз дают карты? Он станет «Чиновником»! Проще говоря, «работа» (обычная работа, служба, хождение в офис) его так или иначе найдёт и догонит, потому что вечно носить пижонскую маску «эгоиста» невозможно. Источники финансирования иссякают, да и человек взрослеет, перестаёт демонстрировать подростковый бунт. Карта добавляет: «Он лишится главного – своей индивидуальности». (Кажется, для него это и хорошо, потому что в такой вот нарочитой «индивидуальности» ценности мало. А ещё со временем он овладеет замечательным умением «оставаться человеком в любой ситуации». Другими словами: «Все мы пижонками были когда-то, а время пришло – уходили в солдаты».

Елена Назаренко

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Ознакомление с технологиями НЛП и их практическим применением в процессе индивидуального психологического консультирования составляет цель программы повышения квалификации. Курс будет полезен всем специалистам помогающих профессий.

Учебный план составлен четырьмя модулями, раскрывающими такие темы как:

  • Основные понятия НЛП.
  • Сфера применения НЛП, модели.
  • Коммуникативные техники.
  • Методики анализа основных проблем клиента.
  • Подстройка под клиента и сохранение контакта.
  • Приемы активного слушания, анализ полученной информации.
  • Осознание проблемы как начало пути к изменению ситуации и ее восприятия.
  • Этапы работы с проблемой, создание позитивной установки, закрепление результата.
  • Речевые обороты НЛП и якоря в индивидуальном консультировании.

Обучение проходит в закрытом разделе сайта, в котором можно ознакомиться с учебным расписанием и графиком выполнения проверочных работ. Слушатели изучают материалы лекций, принимают участие в вебинарах, пользуются ресурсами виртуальной библиотеки, общаются с экспертами-практиками и другими обучающимися на форуме.

В случае затруднений в обучении вы можете рассчитывать на помощь администратора (куратора) и сотрудников отдела по организации учебного процесса.

После обучения вы сможете собирать и анализировать информацию. Вы поймёте, как проводить индивидуальные консультации клиентов с применением техник НЛП, подбирать соответствующие техники и грамотно сочетать их в процессе консультирования.

Это значительно повысит результативность вашей работы по устранению негативных установок и достижению позитивного результата.

Упражнения

Упражнение «Придумать рефрейминг»

В группах по три человека. Челны группы предлагают Водящему сложные ситуации — он должен максимально быстро придумать любой рефрейминг. Задача данного упражнения дать Водящему серьёзную нагрузку, но при этом не чрезмерную — если он не справляется, то уменьшайте скорость, помогайте ему найти варианты ответа, придумывайте менее сложные задания. И оставайтесь максимально дружественны друг к другу.

— Тебя уволили с работы.

— Наконец отдохну.

— Ты неудачник.

— Я бы назвал себя человеком, который не останавливается на достигнутом и постоянно ищет что-то новое.

— У нас в городе плохие дороги.

— Есть места, где дорог вообще нет.

15 минут.

Упражнение «Отпор»

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды» – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности), а тот отвечает фразой, начинающейся с “зато…” (рефрейминг контекста). После “зато” идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг смысла). Где-то по 4-5 предложений каждому.

— Ты вспыльчивая.

— Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

— У тебя косоглазие.

— Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать «наезды», то есть поддерживать личную экологию.

Если вы нашли подходящие рефрейминги в трёх случаях – это уже хороший результат.

20 минут.

Упражнение «Три оценки»

Для ситуации – в жизни, фильме, новостях и т.п. – придумать точку зрения, с которой эта ситуация:

будет положительна;

будет отрицательна;

будет нейтральна (не важно, не интересно, ни на что не влияет).

Сегодня пришёл на работу в 9:15

Положительно: начальник не заметил.

Отрицательно: я опоздал.

Нейтрально: важно не во сколько я пришёл, а что успел сделать за сегодня

Шаг 2. Познакомиться с арсеналом методов

В Natural Language Processing существует множество методов работы с данными, и для каждого типа задачи необходимо выбрать свой. Вот некоторые из них:

Подходы, основанные на правилах (rule-based):

(1) Определяем языковые правила, которые описывают поведение данных (например, как у существительных в немецком формируется множественное число) (2) Задаем порядок, как правила должны применяться к данным. (3) Применяем (пишем программу)

С помощью правил можно решить такие задачи как:

  • лемматизация — приведение словоформы к словарной форме (например, если в анализируемом предложении было слово «лапки», компьютер, чтобы понять вас, преобразует его в «лапка»);
  • морфологический разбор — разделение слов на составляющие (морфемы);
  • токенизация — разделение текста на слова;
  • разбор слов по частям речи;
  • синтаксический анализ — разбор предложения по членам и определение структуры их отношений (чаще всего в виде дерева).

Обычно у правиловых методов высокая точность, они могут давать хороший результат при специфичных задачах. Из минусов — rule-based методы плохо масштабируются: сложно написать большой проект полностью на правилах, обычно метод используется точечно для решения конкретных задач (например, токенизации) и в тандеме с методами из машинного обучения.

Классическое машинное обучение

Классический ML делится на обучение с учителем (supervised ML) и без учителя (unsupervised ML). Идея классической ML-модели: с помощью размеченных данных обучить модель решать задачу, затем потестить на новых данных, которые не использовались при обучении.

Так как мы тренируем математическую модель, наши данные должны быть представлены в числовом виде. (Например, капитализацию слов можно представить как 1.0 and 0.0). Данные обычно представлены как вектора фиксированной длины (например, слова, по отношению к другим словам — см. векторную семантику). ML-модели имеют бòльшую полноту по сравнению с методами на правилах. К минусам можно отнести необходимость иметь размеченные данные, они не всегда доступны.

Типичные алгоритмы классического ML, используемые в NLP — это:

  • Support Vector Machine
  • Linear regression
  • Logistic regression
  • K Nearest Neighbours
  • Decision trees

Unsupervised ML или обучение без учителя не требует размеченных датасетов, задача алгоритма — самому разобраться в закономерностях данных. Типичные алгоритмы ML без учителя в NLP — это алгоритмы кластеризации.

Методы классического машинного обучения хороши в плане точности и полноты, однако требовательны к подбору признаков. Прежде чем применить модель, исследователю надо понять, какие именно признаки объектов (features) хорошо сработают в задаче. Ответ на этот вопрос часто неочевиден и требует экспериментов, порой затратных. В какой-то момент появилась даже специальная специальность внутри ML — feature engineering, инженерия признаков. Но есть ещё один вариант.

Глубинное машинное обучение.

Для глубокого обучения не требуется сложная разметка данных, задача примерно такая же: представить текст как вектор. Однако теперь нейросеть самостоятельно выберет самые главные признаки. DL-методы дают высокую точность, однако среди недостатков — они медленнее правиловых методов и классического ML, а кроме того, требуется больше вычислительных мощностей и высокое качество данных для обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector