Возрастные кризисы

Суть возрастного кризиса

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное развитие личности либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека. Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных девиаций.

Как вести себя родителям

Детские кризисы немало влияют и на родителей, которым стоит обзавестись одной сильной чертой характера – терпением. Когда в семье появился малыш, родители учатся угадывать его желания по жестам и мимике. Замечая, что у ребенка проявляется любопытство к опасным, запретным местам, многие мамы и папы переходят на крик, считая, что это эффективный метод запугивания, что он отучит ребенка лезть, куда не надо. Но нельзя запугивать. Стоит брать в расчет, что первое время малыш еще не понимает объяснений, поэтому нужно именно терпение. Лучше обезопасить квартиру или не пускать чадо в наиболее опасные комнаты (кухня, коридор с обувью, ванная с химикатами). Напротив, можно давать ребенку безопасные взрослые вещи, например, пластиковую посуду, зубную щеточку, калькулятор. Это сыграет положительную роль в любознательности малыша, ведь собственные игрушки не такие интересные, как взрослые. Позднее, когда малыш начнет внимать, родителям стоит научиться не просто говорить «нет», а объяснять, почему «нет».

Советские психологи о возрастных кризисах

Понятие возрастного кризиса впервые ввел в советскую психологию Лев Семенович Выгодский. Он описал возрастной кризис, как период, возникающий на стыке стабильных временных периодов ребенка, когда появляются психологические новообразования внутри него, влияющие на его поведение впоследствии. Позже ученые по-разному определяли и разделяли кризисы человека. Однако в одном они сходятся: возрастные кризисы делятся на детские и взрослые.

Мнение Выгодского

В своих работах Лев Семенович выделял стабильные и критические периоды развития ребенка. Опираясь на философскую мысль, ученый считал, что вся жизнь человека чередуется скачками стабильных и кризисных периодов. Динамика периодов, скачки и сдвиги приводят к становлению ребенка. Психолог выделял несколько кризисных периодов:

  1. Кризис новорожденности появляется в момент рождения человека и отделяет его от эмбрионального периода.
  2. Кризис 1 года — переход от младенчества к раннему детству.
  3. Точка в 3 года отделяет младенчество от детства.
  4. Кризис 7 лет — переход от детства к школьному возрасту.
  5. Пубертатный период в 13 лет.

Периоды кризиса не являются негативным проявлением, по мнению Выгодского, это движущая сила, которая приводит к личностному росту, эволюции личности и переходу к новому восприятию себя и мира.

Мнение Божович

Лидия Ильинична Божович, являющаяся ученицей Выгодского, делала упор на развитие личности в период возрастных кризисов. Она ввела понятия «социальная ситуация развития» и «новообразования». По ее мнению, новообразования являются движущей силой развития личности в каждом возрастном периоде. У ребенка появляется интерес к новому, появляются потребности в уникальных, до этого не появляющихся, услугах, товарах и желаниях. Это обусловливает взаимоотношения ребенка с окружающим миром, семьей и социумом.

Родители ребенка могут не разделять возникающие потребности, что ведет к противоречиям и кризисам в отношениях с социумом. В целом, Лидия Ильинична была согласна со своим учителем во временной градации кризисов человека.

Мнение Эльконина

Еще один советский психолог Даниил Борисович Эльконин на основе трудов по психологии своих предшественников делает заключение о двух системах детского развития:

  1. Ребенок — общественный предмет. Здесь происходит развитие умственных и операционных способностей ребенка. Период характеризуется деятельностью только в этой системе.
  2. Ребенок — общественный взрослый. Эта система характеризуется мотивационной и потребительской составляющими.

Даниил Борисович выделил три периода детских кризисов: младенчество, детский период и подростковый возраст. Каждый год или возраст ребенка характеризуется своими социальными признаками, развитием и деятельностью. Каждый временной период — это эпоха развития, кризисы между эпохами развития называют большими, малыми называют кризисы между периодами.

Эльконин отмечает, что развитие ребенка происходит с запозданием одной из систем. При этом вторая система в следующий период становится главной движущей силой для гармоничного развития. Если расхождение между двумя системами достигает больших размеров, появляется кризис.

Особенности возраста

К основным особенностям периода взрослости относится:

  • изменение мотивов, усиление влияния общечеловеческих ценностей, рост общей мотивации;
  • рост умения планировать и осуществлять поступки согласно этим ценностям;
  • рост способности к мобилизации собственных ресурсов при жизненных трудностях;
  • объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, готовности к новым и более сложным поступкам, преодолению трудностей, достижению новых вершин.

Названные особенности – новообразования взрослости. Они не обязательно возникают одновременно, чаще одни служат спусковым механизмом для других изменений или обуславливают более высокий уровень развития в других элементах. Если в предшествующих периодах развитие идет равномерно сразу по всем сферам и направлениям личности, то расцвет зрелости имеет весьма хаотичный или иерархический характер.

Причины кризиса

Причина кризиса – противоречие между планами и желаниями в значимых категориях жизни и реалиями (невозможность удовлетворить актуальную потребность). Значимыми категориями в среднем возрасте у женщин являются:

  • семья,
  • здоровье,
  • уверенность в себе,
  • духовная удовлетворенность,
  • любовь,
  • свобода,
  • индивидуальность,
  • развитие.

Соответственно ощущение дискомфорта в какой-либо из этих сфер или в нескольких может спровоцировать кризис. Например, осознание одиночества, духовной пустоты, личностного застоя, «заключения» на работе или в стенах дома.

Однако чаще всего, как отмечают исследователи, противоречия возникают в сфере здоровья, семьи, уверенности в себе, любви, духовной удовлетворенности и материального благополучия (независимости). Стоит отметить, что каждая категория тесно связана с другими. Например, неудачи в любви могут вызвать неуверенность в себе. Финансовое неблагополучие – проблемы со здоровьем.

Усугубить течение кризиса у женщин способны такие факторы как:

  • реальное одиночество;
  • безработица или временная работа;
  • реальная депрессия;
  • ожидание приближающейся менопаузы.

Давайте рассмотрим некоторые возможные причины женского кризиса подробнее.

Профессиональный застой

Если женщина уходит в декрет или выходит из него, то может возникнуть такая проблема, как потеря профессиональной мотивации (особенно если профессия была подобрана неправильно). То есть женщина настолько привыкает к роли домохозяйки, что уже не хочет или не может работать.

Иногда ситуацию усугубляет отдельная специфика профессии или ритм жизни. Под этим я подразумеваю необходимость постоянного повышения квалификации, переквалификации и самообразования. То есть женщина среднего возраста, да еще и с декретом, буквально может оказаться «за бортом». Или ей будет быстро подобрана более молодая и амбициозная замена, пусть и с меньшим опытом, но открытая к новому обучению.

Однако, как отмечают статисты, женщины проще переживают кризис, связанный с профессиональной деятельностью:

  • во-первых, они реже мужчин понимают, что выбрали не свой путь;
  • во-вторых, от природы обладают широким профилем задатков, что позволяет найти себя в альтернативном виде деятельности.

Страх одиночества

У женщин кризис среднего возраста чаще базируется на осознании одиночества, то есть речь идет о замужестве и детях. Специфика состоит в том, что проблема не в поиске своей второй половинки, а в избегании от одиночества. Сюда относится мысль «мне 35, а ни котенка, ни ребенка, ни мужика». И начинаются попытки «запрыгнуть» абы куда, что часто заканчивается новыми переживаниями.

Семья

Повторное и позднее вступление в брак для женщин среднего возраста опасно не только самим кризисом бытовой жизни, но и проблемами идентичности. Как отмечал психотерапевт Эрик Эриксон, смена фамилии может вылиться в кризис идентичности, то есть самоопределения принадлежности.

Рождение ребенка (первого или второго и последующих) тоже может вылиться в разногласия. Между детьми или ребенком и мужем. В основе каждого непонимания – «дележка» внимания женщины.

Страх смерти

Для женщин (как и мужчин) популярен кризис на основе страха старости и смерти. Осознание того, что человек теперь не взрослеет, а стареет, не дает покоя. Если при этом еще не нравится что-то в себе, своей жизни, то возможны 2 варианта развития событий.

  1. Наделение ненавистными характеристиками какого-либо объекта с последующим удалением того из жизни («Во всем виноват …»). Как ни странно, это может быть супруг, близкий человек, работа. Потом находится новый объект, который по ожиданиям должен вернуть былую молодость. Однако со временем выясняется, что от себя не убежишь. Таким образом часто возникают случайные любовные связи.
  2. Второй вариант – сохранение объекта, несмотря на явное ухудшение взаимоотношений. У женщин это тоже тесно связано с семейной жизнью. «У нас дети, мы столько прошли».

Стоит отметить, что женщинам свойственнее второй вариант.

Когда требуется помощь психолога?

Обратиться за помощью к психологу нужно, если общее психологическое состояние не улучшается длительное время. Психолог должен провести ряд тестов, чтобы определить, почему индивид не может справиться с кризисной ситуацией. После выполнения диагностики, подбирается курс для восстановления общего состояния.

Психология выделяет несколько этапов взросления индивида. Каждый из них имеет характерные особенности. Между отдельными возрастными этапами есть промежутки, которые отличаются нестабильностью. Их называют возрастными кризисами. Каждый из них обуславливается изменением психики, восприятием окружающего мира. Если кризис не проходит самостоятельно, вызывает развитие депрессий и стрессов, нужно обратиться за помощью к опытному психологу.

Причины кризиса среднего возраста

Американский психолог К.Пэк выделил основные проблемы, влияющие на развитие кризиса среднего возраста:

— необходимость переориентации жизненных сил с физической деятельности на умственную. Это связывают с существенными изменениями физиологических особенностей организма;

— важность признания приоритетов социальных над интимными. Это связано с биологическими изменениями у мужчин;. — необходимость в формировании эмоциональной гибкости в связи с эмоциональным обеднением, которое вызывается потерей друзей, близких, разрушением привычного уклада жизни;

— необходимость в формировании эмоциональной гибкости в связи с эмоциональным обеднением, которое вызывается потерей друзей, близких, разрушением привычного уклада жизни;

— потребность в развитии умственной гибкости, преодолевая умственную прямолинейность;

— дифференциация социальных интересов, которые концентрируются вокруг работы и семьи. Проблемы в этих сферах нередко приводят людей на грань катастрофы;

— необходимость в перенацеливании своего внимания с личных нарастающих недомоганий на другие социальные ориентиры;

— концентрация на проблеме неизбежности смерти и приближающейся старости.

Совокупность этих проблем приводит к развитию кризиса. Наиболее выражено проблема среднего возраста обнаруживает себя в контексте межличностных отношений: друзья и семья.

Люди среднего возраста выполняют связующую роль между старшим поколением родителей и младшим поколением детей. На своих плечах они несут груз социальных обязанностей. Эта ответственность приносит с собой также социальные конфликты. Люди сожалеют, что не достигли определенных целей, а какие-то дела не завершили и многое запланированное так и остались в мечтах. Однако люди среднего возраста понимают, что должны жить проблемами и повседневными заботами, они не могут, как их родители жить прошлым или как их дети жить мечтами. На них возлагается роль хранителей семьи: сохранять историю, отмечать достижения и праздники, соблюдать традиции, с отсутствующими членами семьи поддерживать связь.

Первыми предпосылками к кризису среднего возраста является взросление детей и уход их в отдельную самостоятельную жизнь. Психологи единодушны, что уход детей из семейного гнезда — это серьёзная стрессовая ситуация. Хотя с одной стороны отмечается и положительный момент – появление свободного времени, которое можно потратить на себя. Однако проблема кроется в том, что значимых интересов к этому времени у родителей уже нет, а развитие новых приводит к психологическим проблемам, которых люди среднего возраста заранее остерегаются.

Вторую предпосылку кризиса связывают с отношениями со стареющими родителями. Зачастую к этому времени они испытывают психологические глубокие преобразования и ситуация существенно обостряется если родители интеллектуально деградированы и слишком немощны

Очень часто время и внимание, освободившееся от детей, переносится на родителей, усугубляя в некоторых случаях неудовлетворенность от того, как неудачно сложилась жизнь к середине жизненного пути. Проблемы кризиса усугубляются также еще тем, что свою остроту теряют былые дружеские отношения

Советы от психологов

Чтобы избежать негативных последствий кризиса средних лет, необходимо следовать таким рекомендациям:

Кризис среднего возраста – нормативный, поэтому его можно предсказать, нужно быть готовым к нему.
Заранее необходимо себя готовить к мысли, что жизнь измеряется не только достижениями.
Важно проанализировать причины кризиса в конкретном случае и сделать все, чтобы не наступать на те же грабли.

Если следовать таким рекомендациям, в кризис среднего возраста можно даже не попасть.

Таким образом, кризис среднего возраста не является чем-то страшным. Это абсолютно нормальный этап человеческой жизни.

Симптомы кризиса среднего возраста

Внешние проявления кризиса среднего возраста различны и отмечаются следующими симптомами и признаками:

— отказом индивида от достигнутого в жизни, невзирая на положительное мнение окружающих о достижениях человека;

— опустошенность, загнанность и жалость к себе;

— ощущение несправедливости жизни, ловушки брака или карьеры;

— депрессия и потеря интереса к ранее многим значимым сторонам жизни;

— смена круга значимых людей и ценностей;

— изменение ценностных ориентиров;

— проявление эксцентричности;

— ощущение бессмысленности жизни.

Все эти признаки способны выбить из душевного равновесия даже успешного человека, разбив при этом крепкую семью, карьеру и привычный уклад жизни.

Основные причины кризисных возрастных периодов

  1. Травма. Это может быть травма, которую переживает ребенок в процессе рождения, или перенесенная человеком в раннем детстве. Эти факторы влияют на протекание кризиса и его длительность.
  2. Становление личности и формирование характера. Это происходит, когда человек уже обладает определенным набором информации об окружающем мире и начинает в полной мере использовать полученные знания: манипулировать, требовать, изучать границы дозволенного.
  3. Влияние окружающих. Родители, друзья, супруг или супруга, знакомые и коллеги играют не последнюю роль в старте кризиса. Иногда толчком может послужить брошенная фраза, ссора или определенная негативная ситуация. Эти обстоятельства заставляют задуматься о жизненных приоритетах, могут привести к анализу достижений, неудовлетворенности и, как следствие, кризису.
  4. Стремление к совершенству. Человек развивается на протяжении всей жизни, но есть периоды, когда он не доволен своим внешним видом, уровнем заработной платы или состоянием жилья. Это также становится причиной для начала кризисного периода. Люди, которые ставят перед собой завышенную планку, особенно подвержены этому.
  5. Резкая смена привычного образа жизни. Это может быть переход на новую работу, переезд в другой город или в новую квартиру. На этом фоне могут появиться новые потребности и желания, у индивида будут развиваться рефлексии, внутренние переживания, которые выльются в кризис.

Обратите внимание, во время кризиса человек всегда становится перед выбором, и от того, какой выбор он сделает, зависит, насколько его жизнь будет успешной в будущем.

Суть юношеского возраста и кризиса

В юности индивиду предстоит ответить на два главных вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?» Это период персонализации, индивидуализации. По сути, это не только возрастной кризис, но и личностный.

Юноша осознает себя как создателя собственной жизни. Взрослый (педагог, родители, старший товарищ) в этот момент для него является воплощением общества и социальных ролей. То есть молодой человек осознает, что его жизнь зависит от собственного поведения, места и роли в обществе. Но он еще не знает, какие средства приемлемы для достижения той или иной цели. Потому он ориентируется на те социальные взаимоотношения, которые видит перед собой. Пропуская их через собственную призму убеждений и знаний, он делает выводы, приемлемо это для него или нет, пробует сам воплотить что-то на практике и оценивает результат. Вследствие этого через анализ, синтез и дифференциацию формируется собственное мировоззрение.

В юности происходит переход на новый уровень морали – постконвенциональный (теория морального развития Л. Кольберга). Основой для него является способность мыслить гипотетически и дедуктивно. Суть уровня – формирование личной системы нравственных убеждений, которые могут отличаться от норм конкретной группы или групп, но соответствуют человеческим взаимоотношениям как таковым. Например, «отвечать добром на добро» или «на все отвечать добром».

При нормальном развитии в этом возрасте молодой человек уважает принципы, права и свободы других людей, но при этом следует только своим убеждениям. Человеческая жизнь и сам человек рассматривается как безоговорочная ценность по факту рождения. Но по определенным причинам (в зависимости от условий развития, от действий педагогов, семьи и окружения на предыдущих жизненных этапах) ребенок в этом возрасте может отставать или опережать сверстников по морально-нравственному развитию. Что мы нередко и наблюдаем.

Таким образом, в юности происходит:

  • активное осваивание социальных взаимоотношений, норм, принципов и правил;
  • постепенное становление личности как отдельного и активного субъекта всего общества.

Актуальная потребность – самоактуализация в жизни и обществе. В этом отмечается некоторое сходство кризиса юности и кризиса 7 лет. Только теперь личность может на всех правах претендовать на полноценного и равного участника социальных отношений и социально значимой деятельности.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Кризис 7-ми лет

Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.

Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.

Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.

Признаки этого кризиса:

  • Начал кривляться, манерничать;
  • Активно вступает в спор с родителями;
  • Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
  • Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
  • Подражание поведению и манерам взрослых;
  • Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
  • Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
  • Появление самостоятельных занятий.

Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.

Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.

Совет!Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.

В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.

Разрешайте спорить с вами.

Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.

Подростковый кризис 13 лет

Психология подростка в 13 лет очень неустойчива и часто вызывает недоумение. Особенности поведения вызваны изменениями в гормональном фоне. Подросток начинает взрослеть.

Рекомендуется дать свободу действиям своего ребенка, если он хочет что-то изменить в себе, и не пытаться подавить всеми методами его эмоциональные вспышки. Характеристики подросткового кризиса:

  • Частые смены настроения, эмоциональная нестабильность из-за гормонов;
  • Стремление казаться взрослее, попытка обрести независимость от родителей;
  • Бурное реагирование на критику родителей из-за чувства непонятности, скандалы и срывы;
  • Проявление интереса к противоположному полу и идеализирование сверстников, ребят постарше;
  • Попытки смены имиджа.

Симптомы кризиса среднего возраста у женщины

Проявлений кризисного состояния может быть достаточно много. Наиболее часто встречаемые симптомы условно делятся на внешние (возрастные) и внутренние (поведенческие).

Внешние проявления кризиса, характерные именно для среднего возраста:

  • Неуверенность женщины в себе, сопровождаемая подавленностью и нежеланием проявлять инициативу.
  • Внезапная перемена образа жизни. В одних случаях это может иметь положительный эффект: женщина начинает увлеченно заниматься спортом, следить за своим здоровьем и вообще старается быть активнее, чем раньше. В иных же ситуациях она распускается, перестает контролировать свой рацион, злоупотребляет алкоголем и другими вредными привычками.
  • Отсутствие планов на будущее и неудовлетворенность прошлым. Сочетание этих факторов делает женщину раздражительной, подверженной перепадам настроения. Она постоянно ищет недостатки как в себе, так и в окружающих.
  • Появление новых, зачастую нетипичных увлечений. У женщины появляются новые странные интересы. Ей внезапно хочется попробовать себя в абсолютно новом качестве: научиться игре на музыкальном инструменте, увлечься экстремальными видами спорта, углубиться в философские и религиозные практики и т. п.
  • Депрессия, нарушение режима сна. После 40–45 лет часто возникают проблемы со сном. Все чаще женщина пребывает в подавленном настроении.

Симптомы кризиса, связанные с поведением:

  • постоянные размышления о смене деятельности, из-за чего женщина иногда даже увольняется с высокооплачиваемой работы;
  • сравнение себя с окружающими, недовольство своей жизнью;
  • пониженная самооценка с занижением собственных заслуг;
  • всяческое сокрытие своего истинного возраста;
  • избегание общества более молодых людей либо, наоборот, стремление быть чаще среди молодежи, чтобы чувствовать себя моложе;
  • частые воспоминания о детстве и размышления о будущем.

Необходимо понимать, что кризис, настигающий как мужчин, так и женщин в зрелом возрасте — это нормальная реакция на надвигающуюся старость, которая когда-то казалась чем-то далеким. Теперь же человек ясно осознает, что скоро начнет стареть, и его по этому поводу одолевает вполне объяснимый страх.

У женщин данный кризисный период может начаться еще в 30 лет, когда, казалось бы, до старости еще далековато. Мужчины же начинают испытывать кризис чуть позже — ближе к 40 годам. Такое различие объясняется следующими моментами:

  • Биологические часы мужчины и женщины «работают» по-разному.
  • Репродуктивный возраст у женщины заканчивается раньше, чем у мужчины.
  • В 30 лет мужчина ощущает себя в расцвете сил, в то время как женщина в этом возрасте часто убеждена, что процесс старения уже начался.

Ярким проявлением кризиса являются и изменившиеся интимные отношения между мужчиной и женщиной. Обоим кажется, что чувства между ними уже далеко не те, что в молодости. Пары на пике кризисного периода не желают понять друг друга, этим и объясняется большое количество расставаний партнеров в возрасте.

Риски

К основным рискам юношеского возраста относится:

  • неверное профессиональное самоопределение или провал вступительных экзаменов, как следствие – утраченное время и силы, нежелание учиться и работать, эмоциональное выгорание, переживание крушения надежд и необходимости нового профессионального определения;
  • девиации как неадекватный способ самовыражения и самоактуализации (агрессивность, развязность, эксцентричность, вызывающее поведение и внешний вид);
  • сложности адаптации к новому учебному заведению и самоконтролю, самостоятельному планированию режима дня;
  • фрустрация в вопросах смысла жизни и выбора профессии (ожидание и реальность).

Неспособные справиться с кризисом юноши уходят в алкоголизм и наркоманию или выбирают другой вариант избегания реальности. Неадекватный поиск себя и отстаивание своей индивидуальности выливается в асоциальные группы или деструктивные молодежные субкультуры, протестующие относительно серости и однообразия, обезличенности и массовости взрослой жизни.

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на отдых, нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?

Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.

Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, фобии. Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.

Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти

Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами

Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.

В случаях, когда вы, как родитель, не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении появились описанные выше расстройства, не пытайтесь решить их самостоятельно. В этих случаях не нужно кого-то винить, а следует обращаться к специалистам. К каким? Прежде всего, к психологу. Можно также обратиться к неврологу, психотерапевту или психиатру.

Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?

Ответ: да, можно.

Как определить и преодолеть возрастной кризис

Каждый кризис характеризуется депрессией, желанием изменить текущий жизненный уклад, внешними изменениями, а также стремлением к изучению нового.

Признаки возрастного кризиса у взрослого человека:

  • депрессия;
  • подавленное состояние;
  • неадекватное поведение;
  • пристрастие к вредным привычкам;
  • изменения во внешности;
  • неудовлетворенность работой, учебой;
  • желание изучать новые сферы;
  • желание бросить хорошую работу.

По мнению психологов, самое главное — это осознание кризиса. Его преодоление является важнейшей частью жизни и его итоги могут быть либо позитивными, либо негативными. К позитивным можно отнести материальное и личностное становление, гармонию в семье и гармонию внутри личности. К негативным можно отнести развал привычного уклада — уход из семьи, потерю работы, стресс и пристрастие к вредным привычкам.

Преодоление возрастных кризисов

Кризис Рекомендации
Кризис 1 года Родители должны максимально развивать ребенка, чтобы он проявлял свою самостоятельность.
Кризис 3 лет Родителям необходимо создать условия, при которых ребенок развивается самостоятельно, не нужно корректировать и ущемлять его поведение.
Кризис 7 лет Следует пересмотреть запреты и ограничения, чтобы дать ребенку больше свободы. Нужно создать уважительное отношение к ребенку. Его рассуждения и мнения должны учитываться. При этом необходимо сформировать позитивную атмосферу и меньше заставлять его что-то делать.
Кризис 11 лет Родители должны поддержать и организовать деятельность ребенка, чтобы сформировать положительный психологический климат, а также уважать личность ребенка.
Пубертатный период Тяжелый период для ребенка и его родителей. Чтобы преодолеть его максимально быстро и спокойно родителям необходимо создать атмосферу доверия в семье, поддерживать ребенка в его начинаниях и в увлечениях.
Юношеский кризис (17-22 года) Родителям и близким необходимо помочь в правильном выборе будущей профессии. Также необходимо доверять и поддерживать юного взрослого.
Кризис 30 лет Одним из главных лекарств в период возрастного кризиса становится физическая нагрузка. Занятия спортом, туристические и спортивные походы не только благотворно влияют на внешность и здоровье, но и приносят удовлетворение. Также спасением может стать самообразование, где новые навыки помогут самореализоваться и увеличить доходы.
Кризис среднего возраста (40-45 лет) Путешествия, смена обстановки, проведение времени с семьей помогут преодолеть кризис и будут скреплять отношения. Поддержание внешности и себя в тонусе станет одним из этапов преодоления критической точки.
Кризис пятидесятилетия Смена обстановки, занятия любимым делом могут отвлечь от тяжелой работы и стать альтернативой жизненного пути. Есть примеры, когда хобби становилось основным видом деятельности. Например, бухгалтер, который обожал печь торты, после 20 лет работы в финансах стал кондитером. Даже несмотря на финансовые трудности он чувствует себя более удовлетворенным.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector