Задержка речевого развития у детей (зрр): что это такое?
Содержание:
Задержка речевого развития
ЗРР у ребенка (расшифровка диагноза) — это заболевание, диагностируемое в раннем возрасте (до 3 лет), связанное с задержкой в овладении разговорной речью. Чаще всего страдают мальчики. Диагноз ЗРР проявляется количественно (недостаток запаса слов) и качественно (не умеет связно излагать свои мысли). Отрицательно сказывается на психическом развитии, поэтому диагнозы ЗРР и ЗПР часто сопутствуют друг другу.
Признаки ЗРР
Предварительное определение задержки речевого развития возможно по следующим признакам:
- на раннем периоде лепета или гуления наблюдается однотипность произносимых звуков, их недостаточность или полное отсутствие;
- отсутствует реакция на внешние звуки;
- неспособность к двум годам произносить полностью слова;
- в три года малыш не может составить простую фразу, предложение;
- полное отсутствие речи к трем годам;
- для выражения своих чувств и желаний предпочитает использовать мимику и жесты, но не звуки.
Наличие хотя бы одного признака требует тщательного обследования у врачей.
Причины ЗРР
После того, как диагноз невролога ЗРР у ребенка подтверждается, необходимо полное обследование, чтобы выяснить причины отклонений. Именно характер первопричин определяет дальнейшее лечение. К сожалению, в 30% случаев, выяснить, что же привело к нарушению, не удается.
По Хватцеву М.Е. все существующие причины ЗРР можно объединить в 4 группы:
Органические |
|
Функциональные |
|
Психоневрологические |
|
Социально-психологические |
|
Огромное значение для формирования речи имеет семья. Недостаток общения, внимания, гиперопека — все это может привести к ЗРР.
Как показали исследования, негативно влияет также избыток внешней информации. Ребенок, привыкший к шумной обстановке (постоянно включенный телевизор, музыка), начинает воспринимать внешние звуки как «белый шум».
Но наиболее часто ЗРР возникает по биологическим (органическим) причинам. Это могут быть: минимальная мозговая дисфункция, перенесенные менингиты и энцефалиты, различные травмы и инфекции.
Минимальная мозговая дисфункция с ЗРР
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) с ЗРР — диагноз невролога, который означает патологию ЦНС, приводящую к нарушению речи и эмоциональной сферы. Дети с диагнозом ММД с ЗРР обладают повышенной возбудимостью, активностью, им трудно усидеть на одном месте. Однако, нарушения в работе подкорковых структур мозга при этом диагнозе минимальны и хорошо поддаются лечению.
Терапия при диагнозе ММД с ЗРР включает в себя:
- прием медикаментов (к сожалению, без них терапия не даст положительного результата);
- методики с применением нейроакустики (технология, разработанная А.Томатисом);
- занятия с логопедом и психологом;
- контроль режима дня и уровня физической нагрузки.
Энцефалопатия с ЗРР
Задержка речевого развития может быть следствием поражения клеток мозга (энцефалопатии). С диагнозом и последствиями энцефалопатии с задержкой речевого развития сталкиваются многие родители. На сегодняшний день это наиболее частый диагноз у годовалых детей, которые попадают на прием к неврологу. Энцефалопатия может возникнуть как в период внутриутробного развития (перинатальная или ПЭП), так и позже, как следствие травмы, отравления, инфекции. Диагноз ПЭП с ЗРР чаще всего ставится на первом году жизни ребенка.
Резидуальная энцефалопатия развивается вторично, как следствие другого заболевания или ПЭП. При диагнозе РЭП с ЗРР необходим комплексный подход в лечении: коррекционные занятия у логопеда, прием лекарственных препаратов, массажи, лечебная физкультура, рефлексотерапия.
Прогноз ЗРР
В случае если диагноз поставлен не вовремя, последствия могут быть очень серьезными:
- отставание в общем развитии, которое будет усугубляться с возрастом;
- проблемы с учебой;
- сложности в социализации;
- формирование комплексов, заниженной самооценки, проблемы с самореализацией.
Но при своевременном определении ЗРР и комплексном лечении уже 6-7 годам ребенок догоняет своих сверстников (при условии, что устранены первопричины и правильно выстроена терапия). В данном случае, усилия врачей без поддержки родителей не дадут результата
Очень важно, чтобы дома соблюдались все требования и рекомендации специалистов
Когда обращаться к специалисту?
Итак, речь ребенка о чем-то настораживает взрослых. У родителей тут же возникает вопрос: «Когда именно необходимо обратиться к врачу?». На этот счет есть однозначный ответ — сразу же. Чем раньше будет выявлено отклонение и начато лечение, тем выше вероятность эффективной коррекции.
Если кроха отстает от сверстников на полгода и более — не тяните. Пусть лучше врач просто не подтвердит ваших опасений, если все хорошо, чем после регулярно посещать не всегда бесплатные занятия.
Типичные байки в отношении речевого развития
Очень часто родители под влиянием советов знакомых и друзей затягивают посещение специалиста, упуская момент, когда отставание в речевом развитии могло пройти быстро и легко. Вот типичные баки, которыми объясняется подобное поведение.
«Это все генетика и врожденная особенность!»Соседки на лавочке, подруги и родственники готовы рассказывать истории о «волшебном» обретении ребенком дара речи в 3-4, а то и 5 лет. «Антоша не говорил до 4 лет, а потом начал разговаривать сразу предложениями!», — типичный пример подобных обнадеживающих высказываний.
Действительно, нет ничего невозможного и кроха, прежде произносивший около двух десятков слов, мог совершить подобный прорыв, но это крайне редкий случай (1 на 1000). Куда более вероятно иное объяснение: память человека крайне избирательна. Вероятнее всего, люди просто припоминают так называемый «лексический взрыв», приходящийся на возраст около двух лет. А память просто «сделала ребенка старше». И наоборот — кроха говорил довольно много, но переход к фразовой речи так врезался в память родителя, что количество произносимого до этого было мозгом приуменьшено.
«Ребенка отправят в специальный сад, а затем в школу, не надо рисковать!»Сколько несчастных родителей, напуганных подобным утверждением, пытались решить проблему самостоятельно, «по книжке» или выкладывая немалые суммы сторонним специалистам. Диагнозов в нашей стране бояться до сих пор.
Неврологи и логопеды приводят поразительную статистику. Так, большинство детей до 3 лет, чьи родители обратились к врачам по поводу отставания малыша в речевом развитии, получали диагноз ЗРР (задержка речевого развития). При обращении же к специалисту после 5 лет, лишь 20 % детей получат данный неосложненный диагноз. Большинство увидит уже другую запись: ЗПРР (задержка психо-речевого развития), поскольку речь тесно связана с развитием и формированием интеллектуальных, эмоционально-волевых и мыслительных процессов.
При этом длительность корректировки и количество необходимых специалистов будет увеличиваться пропорционально упущенному времени. Так, если большинству детей 2-3 лет бывает достаточно 1-2 занятий с логопедом в неделю и курса медикаментов, то после 4-5 лет, особенно в случае постановки диагноза ЗПРР, посещение логопеда будет рекомендовано ежедневное, а так же необходимо будет, хотя два раза в неделю встречаться с детским психологом и ежемесячно с неврологом.
«Наверстать можно всегда»Увы — нет. Активное усвоение речи происходит у ребенка в возрасте до 7 лет. Если коррекция начата слишком поздно, у крохи остается чересчур мало времени для активного освоения грамматических и лексических закономерностей языка.
В случае с такими заболеваниями как алалия (если у ребенка вообще отсутствует речь, в том числе словоподрожание) вероятность что он заговорит после 6 лет, составляет всего 0,2 %. В возрасте после 8 лет ребенок уже не способен полноценно освоить речь и придется искать иные методы коммуникации.
К какому специалисту обращаться?
При выявлении проблем с речью у ребенка первое, что необходимо сделать — посоветоваться с педиатром. Сразу после педиатра необходимо будет посетить:
- Сурдолога. Он определит, есть ли у ребенка физиологические особенности, препятствующие нормальному развитию речи.
- Невропатолога для выявления иных причин возникновения ЗРР.
Исходя из результатов осмотра, могут быть могут потребоваться дополнительные исследования (ЭКГ, МРТ, ЭХОКГ). Будут даны и рекомендации относительно целесообразности посещения других специалистов (детский психолог или даже детский психиатр, дефектолог, логопед).
Симптомы ЗРР в раннем возрасте
Ранний возраст – важный этап в жизни маленького человека, когда формируются психические функции, личность, характер. В раннем возрасте (до полутора лет) нормально развивающийся малыш воспринимает речь окружающих его людей и «накапливает» первые слова, необходимые для дальнейшего продуцирования самостоятельной речи. К трехлетнему возрасту, то есть к детскому саду, завершается формирование речевых центров в коре головного мозга, малыш должен владеть достаточных количеством слов родного языка и его грамматическим строем.
Задержку речевого развития детей раннего возраста можно распознать, если они в возрасте 3-4 месяцев не «гулят» и не произносят первых «лепетных» слов. Лепет у детей с ЗРР в раннем возрасте появляется позднее, чем у ровесников, при этом, как правило, количество «лепетных» слов очень малое, они не различаются интонацией.
Уже в раннем возрасте ребенку, который испытывает трудности в продуцировании самостоятельной речи, нужна помощь взрослых.
Специалисты по раннему возрасту указывают на ведущие признаки ЗРР (таблица).
Возраст | Симптомы ЗРР у детей |
4 мес. |
|
9 мес. |
|
12 мес. |
|
1,5 г. |
|
2 г. |
|
2,5 г. |
|
3 г. |
|
ЗРР и ранний возраст – до конца не изученная проблема современной дефектологии, психологии и неврологии. Сложность заключается в установлении точного диагноза при наличии симптомов, общих для различных отклонений в развитии: ЗРР, алалии, ЗПР; одним из проявлений заболевания является ЗРР при аутизме в раннем возрасте и детском саду.
Родителям необходимо иметь в виду, что у большинства детей с ЗРР сохранный интеллект, они понимают обращенную к ним речь с небольшим отставанием от средней возрастной нормы. Однако достаточно часто родители, встревоженные признаками ЗРР у детей в раннем возрасте, начинают проявлять настойчивость, просят: «Скажи! Повтори! Назови свое имя!» Такой подход в корне неправильный, он является причиной того, что у малыша в раннем возрасте и детском саду формируется так называемый «речевой негативизм», нежелание устанавливать вербальный контакт. Задержка речевого развития в раннем возрасте и детском саду требует создания вокруг ребенка речевой среды, в которой у него появились бы мотивы к говорению. Малышу необходимо, чтобы близкие и другие взрослые говорили с ним, показывали окружающие предметы, называя их, читали книжки, рассказывали сказки, пели песенки, проявляли к нему искренний интерес, а не заменяли «живое» человеческое общение телевизором, компьютерными играми и мобильным телефоном.
Когда нужно беспокоиться
Формирование речевых навыков обязательно должно соответствовать возрасту ребенка. Именно по этому критерию родители и доктор может определить наличие отклонений в развитии крохи. В первые 2 месяца после рождения ребенок проходит этап так называемого гуления, издавая при этом звуки, которые никак не связаны между собой. Он реагирует на обращение к нему родителей и старается им отвечать.
Если малыш в этом возрасте не издает совершенно никаких звуков, то родители обязательно должны забеспокоиться. При наличии отклонений, ребенок может совершенно не реагировать на то, что кто-то произносит его имя.
В возрасте 8 месяцев дети должны уметь повторять за взрослыми самые простые слова. При этом в норме малютка изначально произносит их по слогам, так как они для ребенка еще сложные и новые. При наличии нарушений речи малыш не будет стараться повторять слоги и не станет изучать даже простые звуки.
Задержка речевого развития в 2 года характеризуется тем, что ребенок практически все время молчит, а если и начинает разговаривать, то произносит всего 1-2 простых слова и снова замолкает. При наличии нарушений малыш в 2,5 года не говорит и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не может составить самое простое предложение. В его лексиконе примерно 20 слов, однако, он не всегда может их использовать.
Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется тем, что малыш не может полноценно разговаривать со взрослыми и не может внятно выразить свои потребности и желания. Около 4 лет ребенок уже должен легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультфильмов, а также рассказывать небольшие стихотворения. При задержке речевого развития в 4 года ребенок разговаривает слишком быстро, проглатывает окончания слов, запинается.
Еще одним признаком, который должен насторожить, является то, что малыш начинает разговаривать заученными фразами из мультфильмов. Своих предложений он составлять и произносить не в состоянии.
Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия
Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.
Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.
Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.
Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:
Упражнение, игра
Описание
Угадай-ка
Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит
Имитация
Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное
Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков
На прогулке
Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их
В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их
Домашний оркестр
Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал
Скажи, что звучит
Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться
Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:
Упражнение, игра | Описание |
Монохромная мозаика | Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук |
Повтори | Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек) |
Найти пару | Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с
животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой. |
Лабиринт | Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер.
Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта |
Составь фигуру | Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон |
Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.
Классификация задержки развития
В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.
Параметры | Задержка развития из-за психического инфантилизма | ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием |
Причины | Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов | Недостаточная функция нервной системы |
Преобладающие факторы | Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью | Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность |
На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:
- Конституциональное;
- Соматогенное;
- Психогенное;
- Церебральное.
Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.
ЗПР конституционного вида
При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.
Для таких ребят присущи следующие черты:
- Яркие эмоциональные всплески;
- Наивность;
- Желание проводить обучение в игровой форме;
- Легкое внушение;
- Доверчивость.
Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».
ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.
Соматогенная ЗПР
Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.
Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:
- Отсутствие уверенности;
- Капризность;
- Вялость.
Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.
Психогенный вид ЗПР
Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.
Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.
Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий
Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят
Классификация церебральной задержки развития
ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:
- осложненная беременность,
- интоксикация плода в утробе,
- заболевания на 1 году жизни.
Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:
- Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
- Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.
Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.
Основные проблемы развития речи у детей
Специалисты выделяют несколько основных направлений возникновения отклонений. Среди них особое место занимают следующие варианты:
- Нарушения работы органов. Считается одной из самых распространенных причин. Речь формируется при помощи сложной системы органов. При нарушении функционирования хотя бы одного из них происходит защитная реакция в виде заикания. Остеопатия для развития речи старается скоординировать правильно развитие речевого аппарата.
- Психоэмоциональная проблема. В результате какого-то психологического или эмоционального потрясения срабатывает защитный механизм. Этот блок мешает нормальному развитию малыша.
- Плохая привычка. В детстве многие проглатывают окончания слов. Из-за этого родители поднимают панику. Ребенок боится сказать что-то неправильно, в результате чего появляется заикание.
- Нарушения обратной связи. При нарушениях слуха наблюдаются и речевые отклонения. Человек не может отследить, что говорит, из-за чего появляются запинки во время разговора.
Каждая из перечисленных проблем решается. Остеопатия и речь ребенка тесно связаны. Специалист путем применения мягких методик позволяет запустить естественные процессы восстановления организма. В результате усердных тренировок и процедур достигается желаемый результат.