Зпрр у ребенка: что это такое
Содержание:
- Нормы развития
- Нормы психоречевого развития
- ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы
- Лечение
- Симптомы отставания в развитии
- ЗПРР с элементами аутизма
- Диагностика
- Профилактика
- Особенности речевого развития
- Задержка развития речи у детей
- Степени задержки
- Наши врачи
- Задержка развития речи у детей
- Лечение задержки развития речи
- Лечение задержки речи (ЗРР) у детей
- 4 Диагностика
- Диагностика ЗПР
- Причины зпр и зпрр
Нормы развития
Чаще всего задержки развития замечаются в дошкольный и школьный период, когда происходит столкновение с обучением. Но чаще всего заболевание можно выявить раньше, если быть немного внимательней. Для этого достаточно знать представленные ниже нормы.
Таблица 1. Средние значения правильного психического и физического развития.
2-4 месяца | младенец учится держать головку, умеет удерживать и отпускать объекты, хорошо видит близко, улыбается и начинает смеяться, различает голоса родителей и распознаёт их на ощупь |
полгода | дите может поднять грудь и голову, перевернуться со спины на живот, начинает сидеть, у него повышено слюноотделение, начинают резаться зубки. Он подражает действиям других людей, звукам, различает родителей и боится незнакомцев |
1 год | ребенок начинает самостоятельно ходить, поднимать небольшие объекты, реагирует на своё имя, понимает простые команды, привязывается к игрушке, начинает играть в простые игры |
1 год 6 месяцев | малыш в это время уже может контролировать мышцы сфинктера, поднимается по лестницам, самостоятельно держит ложку, начинает имитироваться написание, слушает рассказы и смотрит фотографии, ощущается привязанность к взрослым и каким-либо личным предметам |
2-3 года | повышается концентрация внимания, появляются ощущения жажды, нужды, голода.
В это время ваше дите задает множество вопросов, по подсчетам ученых, около 900 в день. |
5 лет | начинается формирование математических навыков, ребенок может сосчитать до 10, знает номер домашнего телефона, становится более ответственным и глубоко размышляет над различными вопросами |
Очень важное значение имеет речевое развитие, именно неправильное формирование речи является главным фактором для постановки диагноза ЗПР. Таблица 2
Нормы речевого развития
Таблица 2. Нормы речевого развития
2-4 месяца | в первые месяцы своей жизни грудничок должен прислушиваться к отдельным звукам, а также издавать свои — агукать |
4-5 месяцев | в произнесение звуков включается язык, малыш в этом возрасте старается подражать интонации взрослых, хоть и произносит ещё неопределенные звуки |
6-10 месяцев | произношение отдельных слогов путём подражания или в качестве игры, способность составить цепочку слогов из 2-5 сегментов, появляются первые, хоть и непонятные слова |
11-12 месяцев | цепочки с чередующимися слогами, появление первых слов, а также выделение некоторых слогов длительностью, высотой звука, это будущие ударения. |
1 год | только в это время ребёнок начинает произносить адресные слова конкретным предметам, людям или действиям. В его запасе примерно 10 слов. |
1 год 6 месяцев | запас слов малыша доходит до 50, он может различать называемые вслух предметы и понимает простые просьбы, такие как «возьми ложечку», «принеси игрушку». |
2 года | может составлять фразы, а словарный запас приближается к 300 словам |
4 года | может произносить полноценные предложения, даже если какие-то звуки произносятся неправильно. |
5 лет | речь уже полностью считается сформированной |
Если вы боитесь вовремя не заметить какие-то особенности вашего дитя, то самым разумным будет периодически навещать своего педиатра для общего обследования, так вы можете быть спокойнее. Врач сразу сможет заметить даже малейшие отклонения, что позволит вовремя приступить к лечению. Ведь из-за высокого процента встречаемости, задержка психического развития у детей определяется довольно несложно.
Нормы психоречевого развития
Чтобы помочь ответить на вопросы «ЗПРР — что это такое? И когда оно есть, а когда все в порядке?», приведем шкалу нормального развития ребенка до 7 лет. Нужно отметить, что психоречевое развитие – это целый комплекс навыков и умений. Кроме простого воспроизведения звуков, сюда входят правильное произношение слов и их логичное употребление, связывание отдельных слов в предложения, употребление без ошибок глаголов во времени, а также местоимений (я, он, мне, тебе и так далее), умение достаточно понятно и обоснованно выражать свои мысли и желания. Диагноз ЗПРР ребенку должен ставиться в возрасте примерно 5 лет. Приводимая ниже таблица поможет родителям сориентироваться, что и в каком возрасте должен уметь их малыш.
Возраст | Умения |
0-1 (мес) |
Эмоциональное реагирование малыша на обращение к нему (на ласковое — улыбка либо любое проявление радости, на резкое и строгое возможен плач, всхлипывания, мимика обиды или расстройства). |
1-3 (мес) |
Гуление, лепет, а ближе к концу 3 месяца — произношение отдельных, самых простых звуков. |
3-6 (мес) |
В лепетании сперва непроизвольное, а после намеренное соединение звуков в звукосочетания, малыш должен быть заинтересован тем, что у него получается, прислушиваться к создаваемым им новым звукам, а ближе к 6 месяцам более отчетливо произносить отдельные легкие слоги (ба, ма, па и так далее). |
6-9 (мес) |
Достаточно четкое произношение простых буквенных сочетаний и слогов, а ближе к 9 месяцам малыши должны начать повторять за взрослыми слоги и простейшие слова (дай, на). Также дети уже должны понимать значения некоторых слов и выражений, например, «это мама», «где папа?», «»мяв» делает кошечка», «»гав» делает собачка» и так далее. |
1 (год) |
Осмысленное произношение простейших слов. У кого-то их может быть всего 2-3, у кого-то 10-12, но они уже должны появиться в детском лексиконе. |
1-1,5 (лет) |
Ребенок с удовольствием идет на контакт, увлеченно играет, каждый день учится чему-то новому. Занимаясь активной детской деятельностью, малыш быстро развивает свой словарный запас, который за последующие 6 месяцев должен достичь примерно 100 слов. Ребенок может уже сформулировать самые простые предложения, типа «киса мяв-мяв», «мама дай». Многие слова он пока произносит искаженно, не все звуки выговаривает, там, где его не понимают, добавляет к речи мимику и жесты, может придумать новые, не существующие в природе слова, но по тому, как и что он пытается сказать, хорошо видно, что его развитие идет нормально. |
1,5-3 (лет) |
Речь ребенка становится более отчетливой. Некоторые дети в 3 года могут правильно выговаривать почти все звуки, но чаще с «р», «л», «з», «с», «ч», «щ» и «ш» еще есть проблемы. Словарный запас в 3 года должен вырасти примерно до 3000 слов и уже включать «куда», «потому что», «когда», причем, употреблять их нужно осмысленно. |
3-5 (лет) |
Дети правильно произносят все или подавляющее большинство звуков, хорошо умеют соединять слова в осмысленные предложения и составлять из них коротенькие рассказы, описывать картинку, отвечать на поставленные вопросы не только однозначно «да» или «нет», но и более пространственно, рассказывать что-то из случившегося с ними за день. |
5-6 (лет) |
Большинство детей произносит звуки без искажений, умеет вести диалог и четко высказывать свои желания. |
6-7 (лет) |
Речь правильная и осмысленная. У ребенка не должно быть трудностей с пересказом увиденного, описанием картинки. Многие дети в этом возрасте умеют читать, считать, решать простые задачки на логику. |
Отклонения от этих норм могут стать для родителей поводом обратиться к врачу за консультацией.
ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы
- ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
- ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
- ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.
Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.
Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей
Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:
- Исследование анамнеза и условий жизни;
- Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
- Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.
Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.
Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.
Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание
Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей
Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:
Органическое поражение ЦНС
Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.
Хромосомные, генетические и соматические заболевания
Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.
В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.
Лечение
Работа с детьми с ЗПР основывается на мультидисциплинарном подходе и активном участии педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция нарушения начинаться с дошкольного возраста и проводиться в течении длительного времени.
При работе с такими детьми особое внимание уделяется формированию познавательных процессов, эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арттерапии. Коррекция нарушений речи проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий
При необходимости детям могут быть назначены ноотропы, а также препараты улучшающие мозговое кровообращение.
Симптомы отставания в развитии
Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.
Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше. К тревожным симптомам относятся следующие:
К тревожным симптомам относятся следующие:
- В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
- С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
- Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.
Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.
ЗПРР с элементами аутизма
Иногда задержка развития сопровождается аутичными чертами, такой тип болезни возникает в результате нарушений работы ЦНС, патологий головного или спинного мозга, воздействия инфекций. Симптомы ЗПРР с элементами аутизма:
- частые истерики;
- отсутствие реакции на раздражители;
- вялость движений;
- безразличное отношение к близким;
- отсутствие попыток говорить.
У детей старше 3-5 лет признаки аутизма становятся более явными:
- ребенок не контактирует с людьми, избегает общения (даже не улыбается родителям);
- дети не смотрят в глаза;
- небольшой запас слов;
- частые проявления агрессии, которые могут быть направлены на самого себя;
- повторение одинаковых ритмичных движений;
- непринятие перемен;
- проблемы с засыпанием и сном.
Такое осложнение заболевания необходимо начать лечить как можно раньше. Подобное сочетание патологий подвергается только комплексному лечению, обязательны занятия сразу с несколькими специалистами.
Диагностика
При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?
- Первый этап – визит к неврологу, который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
- Следующий шаг – консультация отоларинголога или сурдолога, при которой выявляются проблемы со слухом.
- Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
- Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.
В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее
Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника
Профилактика
Основные методы по предотвращению развития ЗПРР:
- ежедневно придерживаться установленного режима сна;
- постараться обеспечить ребенку, как можно больше общения со сверстниками. Проводить праздники в компании детей;
- чтение, изучение стихотворений и т.д.;
- здоровый рацион питания. Желательно, как можно меньше давать ребенку хлебобулочных изделий (помимо простого хлеба), сладкое, экзотические фрукты и овощи;
- занятия со специалистом не позже 8 лет;
- развивать сенсорные навыки и мелкую моторику. Учить различать предметы по их характеристикам и особенностям;
- проговаривать все действия, происходящие вокруг крохи.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Помимо вышеперечисленного необходимо регулярно проходить осмотры у врачей (невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога). Чтобы выявить наличие отклонений или исключить их присутствие.
Особенности речевого развития
В зависимости от возраста и степени ЗПРР, встречаются различные варианты нарушений различных речевых процессов.
ЗВУКОВОЙ СТРОЙ
— Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы)
— Звукопроизношение сформировано недостаточно. У ребёнка наблюдаются фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения) звуков, фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным, смешения).
ФОНЕТИКО — ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Способность слышать и различать звуки в своей речи и речи окружающих, а также способность правильно воспроизводить услышанное.
Фонематический слух
— фонематический слух развит недостаточно; дифференциация звуков, слогов, слов нарушена незначительно, ребёнок не всегда различает и правильно употребляет сходные звуки, слоги и слова;
— фонематический слух не развит, дифференциация звуков, слогов, слов грубо нарушена; путает сходные звуки, слоги, слова.
Звуковой и слоговой анализ
— сформированы недостаточно (развиты в недостаточной степени), трудность представляет определение места звука в слове;
— не сформированы (неразвиты)
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
— недостаточен, ограничен (в пределах обихода);
— значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка, беден.
Строение слов
— нарушено незначительно (сохраняется ритмический контур, ударение, число слогов);
— грубо нарушено.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
— грамматический строй речи сформирован недостаточно. Ребёнок отвечает с аграмматизмами, наблюдается нарушение порядка слов, использование аморфных частей слов, взаимозамены.
грамматических категорий; действует методом проб и ошибок, допускает аграмматичные предложения, пользуется словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний, владеет конструкциями типа: И.П.+ согласованный глагол, но в его речи отсутствуют оформленные предложные конструкции;
— грамматический строй речи не сформирован.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
— пользуется развернутой фразой, связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична, недостаточно сформированы грамматические формы языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, слоговая структура слов не нарушена, синтаксические конструкции фраз бедные.
— пользуется простой фразой, структурно нарушенная, аграмматичная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. предлоги употребляются редко (предлоги понимает не все.), слоговая структура слов нарушена;
— не сформирована, полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).
ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ – ЭТО ДИАГНОЗ, В КОТОРОМ МОГУТ БЫТЬ ОТРАЖЕНЫ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО, НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ТАКИЕ КАК ДЦП, СИНДРОМ ДАУНА, СДВГ, АЛАЛИЯ, АУТИЗМ И Т.Д.
Возможно, вам будет интересно Как учить детей говорить – Инструкция для родителей
Задержка развития речи у детей
Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:
- патологию развития во внутриутробном периоде;
- травмы головы в раннем возрасте;
- травмы психологического характера;
- задержку нервно-психического развития;
- проблемы со слухом;
- недостаток общения со взрослыми.
Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:
- в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
- в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
- в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
- в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
- к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
- в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
- в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
- в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
- в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.
Степени задержки
Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.
- Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
- Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
- Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.
Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.
Наши врачи
Румянцева Оксана Владимировна
Врач — педиатр, детский гастроэнтеролог
Стаж 14 лет
Записаться на прием
Тюкалова Наталья Рудольфовна
Врач-гематолог, педиатр, кандидат медицинских наук
Стаж 28 лет
Записаться на прием
Задержка развития речи у детей
Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:
- патологию развития во внутриутробном периоде;
- травмы головы в раннем возрасте;
- травмы психологического характера;
- задержку нервно-психического развития;
- проблемы со слухом;
- недостаток общения со взрослыми.
Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:
- в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
- в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
- в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
- в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
- к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
- в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
- в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
- в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
- в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.
Лечение задержки развития речи
Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.
- Ротавирусная инфекция
- Физическое развитие ребёнка
Лечение задержки речи (ЗРР) у детей
При ЗРР терапию нужно начинать при первых тревожных признаках. Лечение должно быть комплексным. Наиболее полные варианты предоставляются в санаториях и специализированных центрах.
Занятия для детей с задержкой речевого развития проводят:
️ логопеды;
️ неврологи и психиатры;
️ рефлексотерапевты;
️ психологи.
На всех занятиях обязательно должны присутствовать родители. Если лечение начинается рано, то и эффективность его повышается. Существует вероятность, что ребенок будет учиться и нормально впишется в окружающую среду.
Важнейшие направления терапии
В любом медицинском заведении применяются основные направленности лечения:
1. Микротоковая рефлексотерапия – это воздействие на мозговые точки очень слабыми электроимпульсами. Они способствуют восстановлению ЦНС в пораженных участках. При ЗРР происходит воздействие на мозговые зоны, которые связаны с речью – запасом слов, пониманием, звуковым воспроизведением. Это очень эффективно при гидроцефалии. Метод показан для детей с полугода.
2. Медикаментозная терапия назначается после КТ, ЭЭГ и других обследований. Они выявляют заболевания ЦНС. Затем разрабатывается индивидуальная схема терапии. Чаще прописываются «Пирацетам», «Кортексин» и подобные им.
3. Занятия, проводимые логопедами и дефектологами, направлены на укрепление памяти, расширения мелкомоторной функции и мышления. Занятия проводятся для детей с 4-5 лет. Обучение направлено на составление предложений, обучению жестикуляции.
Другой вариант – остеопатия, во время которой происходит воздействие на активные точки на дерме, корректируется нервная система, психика и обмен веществ ребенка. Лечение может проводиться за рубежом – в Германии, Израиле или Китае. Однако стоимость терапии довольно высокая.
Центры развития детей
Центры формирования детей задержкой речевого развития работают по всей России. При поступлении в такое заведении ребенка проводится общий осмотр. Определяется, как малыш формируется физически, имеются ли двигательные навыки, нет ли тяжелых отклонений. Проверяется, не было ли психологических травм, как происходит общение с людьми – стесняется или нет, реагирует ли на родных и посторонних.
При этом обращается внимание на другие факторы:
️ отзывается ли малыш на свое имя;
️ понимает ли родительскую речь и воспринимает ли ее;
️ как разговаривает – чисто или глотает окончания;
️ жестикуляция, мимика;
️ трудности при разговоре;
️ наличие мелкой моторики, врожденных заболеваний речевого аппарата.
Иногда признаки ЗРР выражены слабо и почти незаметны. Определить это могут только специалисты центра.
Популярные медицинские заведения разных стран:
️ «Шнайдер» – детская больница на территории медцентра имени Рябинина, на Ближнем Востоке.
️ «Цинциннати» – это ведущий педиатрический центр в США.
️ Клиника на Гайсах осуществляет лечение даже в самых сложных случаях.
️ Больница для детей «Сафра», расположенная в Рамат-Гане, – подразделение израильской «Шибы».
️ «Портленд Хоспитал» – английский центр здоровья.
️ «Исида» – украинская клиника.
️ Центр «Алин» осуществляет лечение детей с врожденными патологиями.
️ Итальянская клиника «Bambino Gesu».
️ Детская больница в Таллине – многопрофильное медучреждение.
В зависимости от причин, вызвавших ЗРР, назначается курс терапии. В него включаются консультации психолога, физиопроцедуры. Во всех центрах существует предварительная запись.
Санаторное лечение детей
Лечение ЗРР только с помощью одного направления невозможно. Необходим комплексный подход. В санаторное лечение, кроме медикаментозной и рефлексотерапии входит:
- Музыкотерапия.
- Остеопатия, когда мануальный терапевт производит балансировку нервной системы, воздействуя на конкретные точки на теле.
- Иппо- и дельфинотерапия. Уже дано врачи сделали вывод, что общение с животными оказывает положительное влияние на психику детей.
Самые популярные санатории для детей с задержкой психоречевого развития находятся на черноморском побережье, в Анапе, Сочи, Геленджике. Большим спросом пользуются израильские медучреждения.
ЗРР – это не приговор. Тем более, если лечение было начато вовремя. Однако в любом случае прекращать коррекцию развития нельзя и после 5-7 лет. Родителям потребуется много терпения, но при постоянных усилиях результат все равно будет виден.
4 Диагностика
Диагностика ЗПР осуществляется непосредственно на момент поступления в школу в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ) с участием детского психолога, логопеда (коррекционного психолога), педиатра, дефектолога, детского невролога и врача-психиатра
Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые заключаются в выяснении того, как протекала беременность травмы, анализ условий жизни ребенка, сбор жалоб, изучение медицинского документации. Проводится нейропсихологическое тестирование, т
е. изучение двигательных функций, интеллекта, мышления, внимания и других познавательных процессов и диагностическое обследование речевых функций пациента.
Необходимо побеседовать с ребенком и провести исследование личностных особенностей. П о результатам обследования в условиях ПМПК специалистами выносится заключение о наличие задержки психического развития. Психолог и врачи дают рекомендации по организации учебного процесса или воспитания.
Для выяснения причины развития ЗПР необходимо применять инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ (электроэнцефалография), КТ (компьютерная томография ) и МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография )
Важное значение имеет дифференциальная диагностика ЗПР с олигофренией (умственная отсталость) и аутизмом. Правильно поставить диагноз сможет только компетентный специалист, который сможет отличить симптомы похожих патологий
Диагностика ЗПР
Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).
Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:
- тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
- общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
- разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.
После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.
Причины зпр и зпрр
К сожалению, причин зпр и зпрр очень много. Нервно-психическое развитие имеет очень большое значение. Задержка речевого и психического развития часто связана с патологией беременности, то есть с различными патологическими состояниями и заболеваниями у мамы, ждущей малыша. Какие причины зпр и зпрр?
1. Гестозы и токсикозы беременности.
2. Угроза выкидыша.
3. Внутриутробная гипоксия.
4. Резус конфликт матери и плода.
5. Внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, хламидиоз, краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция, или герпес, папилломавирусная инфекция, сифилис, гепатиты, ВИЧ-инфекция).
6. Железодефицитная анемия.
Также влияет патология в родах.
1. Слабость родовой деятельности.
2. Обвитие пуповины.
3. Кесарево сечение.
4. Узкий таз (анатомически узкий таз, клинический узкий таз).
Большое влияние имеет здоровья матери, ее хронические соматические болезни и болезни мочеполовой системы.
1. Хронический сальпингит.
2. Хронический сальпингоофорит.
3. Сахарный диабет.
4. Эндемический зоб и болезни щитовидной железы.
5. Онкологические заболевания.
6. Анемия.
И, конечно, огромное значение имеет экология, то есть неблагоприятные окружающие факторы, которые действуют как во время беременности, так и задолго до нее.
1. Выхлопы автотранспорта.
2. Химические производства.
3. Заводы.
4. Употребление некачественной пищи и питьевой воды.
5. Электромагнитные излучения (вышки сотовой связи, сотовые телефоны, микроволновки и смартфоны, планшеты, компьютеры).
Большое значение имеет питание матери. Если девушка часто употребляет фаст фуд, сладкие газированные напитки, колбасу, сосиски, чипсы, продукты с длительным сроком действия, пальмовое масло, то риски возникновения патологии у плода могут увеличиваться.
И последняя группа факторов. Это факторы, влияющие на первом и втором году жизни ребенка.
1. Реанимационные мероприятия в роддоме.
2. Несбалансированное питание.
3. Дисбактериоз.
4. Стафилококковая инфекция.
5. Рахит и скрытый рахит.
6. Осложнения вакцинации (прививки).
7. Травмы и падения (например, из кроватки).
8. Врожденная патология.
9. Наследственная патология.
10. Соматические заболевания.
11. Респираторные вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, рс-инфекция).
12. Кишечные инфекции (ротавирусная инфекция, сальмонеллез, энтеровирусные инфекции и др).
13. Любые хирургические операции (например, аппендектомия, тонзиллэктомия).
14. Стресс.