Классификация акцентуаций характера а. е. личко

Новая теория

Теория, разработанная Леонгардом, достаточно быстро доказала, насколько она полезна и достоверна, как по ней можно эффективно определять типологии характеров личности. Однако была в ней существенная проблема, которая заключалась в том, что ее применение было ограничено возрастом испытуемых. Данный опросник был рассчитан исключительно на взрослых. Дети и даже подростки, у которых не было соответствующего жизненного опыта, просто не могли ответить на целый ряд вопросов. В результате провести классификацию акцентуаций характера не представлялось возможным.

Решить эту проблему взялся Личко. Он доработал тест немецкого психиатра, чтобы его стало возможным применять для детей и подростков. Также изменил описания типов акцентуации, некоторые названия изменил и добавил новые. По мнению Личко, изучать акцентуации у подростков более целесообразно, так как большинство из них и так формируется до подросткового возраста, становясь ярче в определенный период жизни. Описание данных характеров было в результате им расширено за счет новых данных.

Классификация акцентуаций по Личко

Особенность классификации акцентуаций характера по А. Е. Личко в том, что советский ученый построил ее на основе результатов наблюдений за отклоняющимся поведением подростков и юношей. Теоретической базой для него послужили работы К. Леонгарда и советского психиатра П. Б. Ганнушкина.

А. Е. Личко работал с подростками, но не ограничивал область применения своей концепции строго этим возрастным периодом.

Гипертимность в этом случае наблюдается на протяжении одной-трех недель, а затем сменяется субдепрессией (неглубокой депрессией). Постоянная смена приподнятого и подавленного настроения и обусловила название этого типа акцентуации.

В периоды подъема настроения такой человек жизнерадостный, инициативный, коммуникабельный. Когда настроение сменяется, проявляется грусть, апатия, раздражительность, стремление к одиночеству. В периоды субдепрессии циклоидный тип очень остро реагирует на критику и незначительные неприятности.

Этот тип акцентуации отличается от предыдущего резкой и часто непредсказуемой сменой настроения. Ее может вызвать любая мелочь. Находясь в подавленном состоянии, такие люди ищут поддержку близких людей, не изолируются, а прибегают к помощи, просят о ней, нуждаются в том, чтобы их взбодрили и развлекли.

Люди этого типа дисциплинированные и ответственные, аккуратисты, но при этом слишком быстро утомляются, особенно, если им приходится заниматься трудной умственной работой или участвовать в соревновании. Акцентуация проявляется как раздражительность, мнительность, капризность, ипохондрия, эмоциональные срывы в случае, когда что-то идет не по плану.

Это очень тонкие, сопереживающие и ранимые люди, они остро чувствуют как радость, так и печаль, страх. Скромные, застенчивые при посторонних, они открыты и общительны с самыми близкими людьми.

К сожалению, эти добрые и отзывчивые люди часто не уверены в себе, страдают от заниженной самооценки и комплекса неполноценности. У сензитивного типа хорошо развито чувство долга, чести, повышены моральные требования и усердие. Они умеют дружить и любить.

Замкнутые люди, живущие своим внутренним миром, стабильными фантазиями и интересами. Предпочитают одиночество, немногословны, сдержанны, демонстрируют безразличие, непонятны для окружающих и сами плохо понимают чувства других.

Это жестокие, властные, себялюбивые и в то же время плаксивые люди, настроение у них практически всегда злобно-тоскливое. Им свойственны такие черты характера: ревнивость, мелочность, скрупулезность, педантизм, формализм, пунктуальность, тщательность, внимательность.

Акцентуирован эгоцентризм, наблюдается склонность к театральности, пафосу, завистливости. Такие люди жаждут повышенного внимания к своей персоне, комплиментов, похвалы, восторгов и восхищения, не терпят сравнений не в лучшую сторону. Они активны, общительны, инициативны.

Это люди-приспособленцы, стремящиеся думать и поступать «как все» и в угоду обществу. Такие люди дружелюбны и неконфликтны, но их мышление и поведение ригидное. Конформист может бездумно подчиняться авторитетному лицу или большинству, забывая о человечности и нравственности.

Кроме одиннадцати видов акцентуации, А. Е. Личко выделил две ее степени:

  1. Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы, проявляется при психических травмах, не приводит к дезадаптации.
  2. Явная акцентуация – крайний вариант нормы; акцентуированные черты характера стабильно проявляются в течение всей жизни, даже при отсутствии психических травм.

Классификация акцентуаций А. Е. Личко остается актуальной и популярной в наше время.

Подводя итог можно сказать, что акцентуация характера является «изюминкой», отличающей индивида от «нормального» человека и «ложка дегтя» в его личности.

Неустойчивый тип

27.01.2011 16:46

admin

Неустойчивый тип

Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа безудержными, неустойчивыми (При сходстве названий «лабильный» и «неустойчивый» следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе – к поведению). Schneider (1923) и Stutte (1960) более подчеркнули в своих названиях недостаток воли («безвольные», «слабовольные»). Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей,.которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной анурез и т. д.).

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными сверстниками, могут ради компании сбежать из дома. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью: образами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики…

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений.

Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают лидер и более стеничные члены группы.

Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл сохраняют заманчивость как источник почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают их…

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, неприятности, угроза наказаний – все это вызывает одинаковую реакцию – убежать подальше.

Побеги из дому и интернатов – нередкий поступок неустойчивых подростков…

Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда же за ними непрерывно следят, не позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают – они на время смиряются. Но как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию». Слабое место неустойчивых – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья.

Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.

Автор — Личко А. Е.»Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Новые статьи:

  • Эпилептоидный тип
  • Шизоидный тип
  • Циклоидный тип
  • Сенситивный тип
  • Психастенический тип

Старые статьи:

  • Лабильный тип
  • Конформный тип
  • Истероидный тип
  • Гипертимный тип
  • Астено-невротический тип

Способы лечения различных акцентуаций

Выраженность черт, в отличие от психопатии, можно скорректировать. Более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты характера могут пройти и замениться на другие, так как, по определению, акцентуация – это особенность характера, а не личностная аномалия.

Коррекция предполагает сглаживание выраженности черт, что актуально в том случае, когда акцентуация личности препятствует социальной адаптации. Обычное поведение легко изменить в соответствии с ситуацией, для людей с выраженными чертами такое действие не под силу. Они, наоборот, демонстративно проявляют эти черты, нанося вред и себе, и окружающим.

Хотя акцентуированный характер изменить невозможно, но человек может научиться сдерживать свои негативные проявления. В этом могут помочь работа над собой и психокоррекция.

Самостоятельная коррекция акцентуации

Акцентуанты редко обращаются за помощью к специалисту, надеясь на самостоятельное решение проблемы

Психологи говорят, что самопомощь возможна, если принять во внимание необходимые рекомендации

Для коррекции акцентуированных черт необходимы тренировочные действия, которые намеренно помогают развивать противоположные черты. Одновременно происходит освоение новых тактик поведения, что полезно для достижения гармонии в характере и поведении:

  • Коррекция выраженных акцентуаций характера проводится с помощью упражнений. Пример, для гипертима – «Порядок в мыслях – порядок в жизни», для гипотима –  «Все мои достоинства со мной». Желательно ввести их в распорядок дня.
  • Полезно ежедневно делать краткие записи в дневнике для анализа поведения и настроения.
  • Главный принцип коррекции – целенаправленное совершение активных действий, которым противится акцентуированная черта. Подобные упражнения позволяют сглаживать изъяны характера.

Для сглаживания акцентуации с успехом используются психологические коррекционные приемы, групповые и индивидуальные

Помощь психолога

Если человек не в состоянии самостоятельно влиять на акцентуацию, потребуется пройти психотерапию. Специалисты предлагают эффективные техники, как в группах, так и индивидуально. Презентации многих нетрудно найти на психологических сайтах, особенно актуальны среди них:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • психодрама,
  • когнитивно-поведенческая терапия,
  • арт-терапия,
  • психотренинг.

Акцентуацию называют приобретенным явлением, а не врожденным состоянием. При направленных усилиях на нее можно влиять, меняя стереотипы поведения

Поэтому для достижения позитивных изменений важно правильно подобрать техники для психокоррекции

Экстравертированный тип.

 Пожалуй, самый общительный тип. У таких людей очень много друзей и знакомых, с которыми они имеют прекрасные отношения, так как умеют выслушать и не стремятся к доминированию. Очень неконфликтны. Однако, они несколько легкомысленны, любят посплетничать, совершают необдуманные поступки. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью.

Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность — импульсивность поступков.

Методика Шмишека

Методика Ганса Шмишека предлагает прохождение опросника для определения типа акцентуаций. Испытуемому нужно ответить на 97 утверждений. Возможны только два варианта ответа: «Да» и «Нет» (относительно того, насколько утверждение верно в отношении испытуемого). Отвечать нужно быстро, без задержек, то есть первое, что придет в голову.

Вопросы разделены по группам (типам акцентуаций), но в опроснике стоят в разброс. Оценивается результат согласно таблице (описано, какие вопросы какому типу соответствуют). Некоторые утверждения схожи, но это нужно для того, чтобы всесторонне осветить тип. Иногда человек сам не уверен в себе или боится проходить тест. Для этого в ключе отведена специальная шкала «Ложь». Если по ней выходит недопустимое значение (больше 5), значит испытуемый хотел скрыть истинное лицо либо сам запутался в собственном самовосприятии.

Эмотивный тип.

Это люди, которые предпочитают круг общения из близких людей, они в меру общительны, понимают окружающих, неконфликтны. Все обиды держат в себе. Они привлекательны своей добротой, всегда могут разделить радость и горе другого человека, очень исполнительны. Однако они могут быть слишком чувствительны и ранимы. Характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственны обостренное чувство долга, исполнительность.

Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

4 Особенности

По мнению А. Е. Личко большинство типов заостряются в подростковом возрасте. Определенные виды акцентуаций возникают в конкретном возрасте. Сенситивный возникает и развивается к 19 годам. Шизоидный — в раннем детстве, а гипертимный — в подростковом возрасте.

Акцентуации характера встречаются не только в чистом виде, но и в смешанных формах (промежуточные типы ). Проявления акцентуации непостоянны, они имеют свойство исчезать в некоторых периодах жизни. Акцентуация характера обнаруживается у 80% подростков. Некоторая их часть под воздействием неблагоприятных факторов может перейти в психическое заболевание в более позднем возрасте.

Экстрапунитивные реакции характеризуются вымещением агрессии на случайных лиц или предметы. Характерны для гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуации. Иммунитивная реакция характеризуется тем, что человек избегает конфликты. Встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуации.

У некоторых людей отмечаются демонстративные реакции. Психоподобные нарушения проявляются в мелких проступках и правонарушениях, бродяжничестве. Сексуальное отклоняющееся поведение, стремление испытать состояние опьянения или пережить необычные ощущения с помощью употребления алкоголя и наркотиков также встречается у личностей подобного типа.

На фоне акцентуаций развиваются неврозы и депрессии. Стойкие изменения характеризуются переходом из явного вида акцентуации характера в скрытую. Возможно возникновение психопатических реакций при длительном действии стресса и критического возраста. К стойким изменениям относится трансформация типов акцентуаций из одного в другой по причине неправильного воспитания ребенка, которая возможна в сторону совместимых типов.

Классификация Личко

Именно Личко, был первым ученым, кто предложил видоизменить термин «акцентуация личности». По его мнению, данный термин не раскрывал полностью всю природу этого феномена. Предложенный термин «акцентуация характера» является более верным, поскольку многие специфические личностные особенности, нельзя обобщить под единым понятием. Человеческая личность является собирательным понятием, включающим в себя уровень образованности, психические и поведенческие реакции, мировоззрение и особенности воспитания.

Характер – является внешней поведенческой и психической реакцией на влияние различных событий. Такие реакции тесно взаимосвязаны с деятельностью нервной системы и входят в ряд узких характеристик особенностей поведенческой модели. По мнению психиатра, некоторые особенности характера имеют временную природу и по мере взросления видоизменяются или полностью исчезают. Некоторые из подобных особенностей со временем трансформируются в психопатию. Развитие акцентуации связано с влиянием таких факторов, как конкретный тип акцентуации, выраженность этого типа и социальное влияние.

В психологии акцентуация является одним из видов деформации характера, при которой определенные черты приобретают более яркую выраженность. Подобные изменения приводят к тому, что человек становится более чувствителен к влиянию определенных факторов. Такое влияние может стать причиной затрудненной адаптации к изменениям различных условий. Но в большинстве случаев, способность к адаптации сохраняется, однако противостояние влиянию различных факторов может быть затруднено.

Согласно Личко, акцентуация является своеобразной границей, расположенной между психопатией и нормальной психикой. Это означает, что классификация акцентуаций тесно взаимосвязана с типологией психопатии.

Классификация акцентуаций по Личко

Советский психиатр Андрей Личко несколько иначе понимал, что такое акцентуация характера. Он относил её только к характеру, поскольку считал, что личность – слишком комплексное понятие для этого. В 1977 году он опубликовал свою классификацию, существенно отличающуюся от предложенной Леонгардом. Она включает следующие типы:

  1. Гипертимный. Обладатели такой акцентуации обычно активны и оптимистичны, любят общаться, постоянно пребывают в поиске новых увлечений. Их интересы часто меняются, поэтому они склонны бросать дела незавершенными.
  2. Циклоидный. У таких людей настроение меняется в широком диапазоне. Сначала они ведут себя так, будто у них гипертимный тип акцентуации, но потом погружаются в состояние дисфории. Обычно такие фазы длятся по 1-2 недели, иногда наступают продолжительные перерывы.
  3. Лабильный.Таким людям свойственны частые перепады настроения. Они весьма чувствительны, привязаны к близким, добры, отзывчивы и альтруистичны.
  4. Сенситивный. Обладатели данного типа акцентуации обычно весьма самокритичны, из-за чего часто страдают от избытка комплексов и низкой самооценки. В подростковом возрасте они часто подвергаются буллингу, но всё равно сохраняют доброту.
  5. Астено-невротический. Такие люди обычно раздражительны и склонны к ипохондрии. Любые сложности вызывают у них чрезмерное напряжение, поэтому они очень тяжело переносят экзамены, испытания и состязания. При этом они довольно дисциплинированны, аккуратны и педантичны.
  6. Шизоидный. Люди с таким типом акцентуации не особо общительны, много времени проводят в одиночестве. Они замкнуты на собственных эмоциях, поэтому не склонны к сопереживанию. При этом они отличаются преданностью и очень ценят тех немногих людей, с которыми сближаются.
  7. Психастенический. Обладатели данного типа акцентуации обычно долго колеблются перед принятием решений и избегают ответственности. Они склонны к рефлексии, подолгу обдумывают свои поступки и высказывания, которые кажутся им ошибочными или излишне неловкими.
  8. Эпилептоидный. Этим людям свойственна импульсивность и повышенная возбудимость. Они часто делают преждевременные выводы, при малейшем подозрении могут допустить вспышку гнева и наброситься на человека с упреками. Они очень требовательны не только к окружающим, но и к себе, поэтому обычно аккуратны, ответственны и пунктуальны.
  9. Истероидный. Обладателям данного типа акцентуации свойственен эгоцентризм, они любят пребывать в центре внимания, но при этом постоянно боятся разоблачения. Они очень инициативны и достаточно настойчивы, однако легко меняют свои увлечения.
  10. Конформный. Такой человек обычно стремится максимально соответствовать своему окружению, придаёт большое значение мнению авторитетных для него личностей. Конформизм проявляется во всех сферах его жизни. Даже его вкусы, увлечения и сексуальные предпочтения полностью подчинены нормам, принятым в его окружении.
  11. Неустойчивый. Такие люди обычно довольно ленивы. Они не ставят перед собой целей и не строят планов. Им нравится отдыхать и развлекаться, они часто меняют интересы и увлечения.

Гипертимный и циклоидный

Гипертимный тип характерен для людей, которые являются плохими стратегами, но блестящими тактиками. Они предприимчивы, находчивы, активны, легко ориентируются в изменяющих обстоятельствах. За счет этого они могут значительно улучшить свое общественное и служебное положение, продвинуться по карьерной лестнице. Но в определенный момент им свойственно терять свое положение из-за неумения просчитывать наперед определенные действия, часто они ошибаются в людях.

Люди с гипертимным типом общительны, активны, предприимчивы, у них постоянно хорошее настроение, по крайней мере, на людях. Дети непоседливы, подвижны, часто балуются и шалят. Подростки учатся нестабильно, у них хромает дисциплина. Из-за этого возникают конфликты с представителями старшего поколения. У них всегда множество поверхностных увлечений, ни одно из которых их в действительности не интересует. В жизни они постоянно переоценивают свои возможности.

Циклоидная акцентуация присуща апатичным и раздражительным людям. В детском возрасте они постоянно хотят остаться одни, не любят играть со сверстниками. Любые неприятности переживают очень тяжело, в ответ на любые замечания сильно раздражаются, даже если они самые безобидные. У подростков с циклоидной акцентуацией резко меняется настроение.

Во взрослом возрасте самые острые углы сглаживаются, но некоторые могут застревать на своих комплексах, превращаясь в меланхоличных и угнетенных индивидов. Зачастую их настроение зависит от времени года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector