Плохая память, причины. как улучшить память?

Дидактические игры на развитие произвольной памяти

Дидактические игры значительно облегчают развитие произвольной памяти

Они делают малыша наблюдательнее, тем самым улучшая внимание. Возможно вам будет интересно рассмотреть некоторые игры

Игра «Самый зоркий»

Улучшает память и внимание. Несколько детей (не больше пяти-семи) становятся лицом к ведущему, который в течение десяти секунд показывает им одну картинку

Затем она прячется среди других и дети должны отыскать ее. Кто первый найдет, тому и присуждается звание самого зоркого.

Игра «Где сестренка?»

Игра учит находить различие между похожими предметами. Для этого берутся несколько кукол-матрешек, которые отличаются деталями в одежде, прическе и так далее. Разрешается брать и нарисованные куклы. Эти куклы располагаются перед ребенком или в ряд или хаотично. Одна из матрешек лежит в стороне. Ребенок берет ее в руки и выискивает похожую на нее куклу. Ведущий и остальные дети в это время хлопают в ладошки до пяти раз. Если в течение хлопком похожая кукла не находится, право поиска передается другому малышу. Игру можно усложнить лишь раз показав матрешку, для которой нужно найти «сестренку».

Существует множество дидактических игр, найти их можно на сайте http://nashidetci.ru/didakticheskie-igryi-na-razvitie-proizvolnogo-vnimaniya-i-pamyati/

SOURCE

Игры для развития словесно-логической памяти

Игра №1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.

Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).

Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.

Игра №2.Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.

Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами  ещё.

Игра№3 «Кто тут лишний?»

Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»

Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:

  • Ручка, карандаш, собака.
  • Стул, цветок, кровать.
  • Берёза, ромашка, роза.
  • Бабочка, гриб, муха.
  • Жираф, бегемот, лебедь.

Таким образом можно играть и с картинками.

Игра №4 «Я начну, а ты продолжи!»

Попросите ребёнка закончить предложения:

  • Саша не съел кашу, потому что …
  • Мама заплела Наташе косички, и …
  • У Серёжи закончились краски, …
  • В лесу нам встретились …

Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!

Изучение уровня развития произвольной образной памяти

Дети легко запоминают и воспроизводят предметы, но делают это бессистемно, хаотично. Зачастую главные детали они пропускают, концентрируясь на второстепенных.

Произвольная образная память совершенствуется с течением времени. Взрослые должны уметь направлять ее развитие. Например, чаще спрашивать малыша, что он помнит из прошедшего дня рождения или другого события. Ребенок почувствует в этом заботу старших и с удовольствием будет отвечать.

Чтобы приучить малыша контролировать события в жизни, взрослые
должны фиксировать его внимание на определенный порядок вещей: подъем,
умывание, завтрак, обед, прогулка и так далее. Дети, следуя этому распорядку,
получают ощущение стабильности в жизни

Они более уравновешенные и воспитанные.

Не менее важно рассказывать детям как прошли те или иные
приятные события, как он хорошо выступал, читал стишки, пел, танцевал и так
далее. Такой метод коллекционирования интересных событий развивает произвольную
образную память, оставляет в душе ощущение праздника и радости жизни

Таким образом, от уровня развития произвольной образной
памяти зависит:

  • объем сохраняемых детьми представлений;
  • представления о предметах становятся все более четкими;
  • растет подвижность сохраняемых образов.

Забывание впечатлений и намерений

Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное, поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение.

Как пишет З. Фрейд, содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники — разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией.
Ещё одни случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти — забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания».

По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений

Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор». Содержание памяти тесно связано с мотивацией

Какая-то информация может быть крайне неприятна для нас, с ней могут быть связаны неприятные или даже травмирующие переживания (см. также психопатологические репереживания). Интересный факт, что забываться может не сама неприятная информация, но та информация, которая находится с ней в ассоциативной связи. Фрейд приводит пример того, как он обещал купить шкатулку для одной женщины, но не мог вспомнить, где находится магазин . Оказалось, что магазин находился недалеко от места, где жили люди, с которыми Фрейд имел плохие отношения. В этом примере мы видим, что забывание коснулось не самόй неприятной информации, но той, которая с ней ассоциируется. Ассоциация в данном случае была вызвана пространственной близостью.

Забывание намерения может происходить в силу того, что сталкиваются два мотива. Когда человек намеревается что-то сделать, он приходит к осознанию того, что он через некоторое время должен что-то сделать. Человек может не одобрять того, что он вознамерился сделать, даже сам того не осознавая. Происходит столкновение ощущения того, что человек должен что-то сделать и внутренней оценки этой деятельности. Тогда намерение может забываться и происходить это будет, скорее всего, именно тогда, когда есть время для его реализации. Надо отметить, что намерения могут забываться не только в случае прямого столкновения ощущения чувства долга и отрицательной оценки предстоящей деятельности, но и в результате наличия ассоциативной связи между намерением и чем-либо значимым и неприятным, не относящимся к данному намерению.

Развитие произвольной памяти

В чем же основная разница между произвольными
и непроизвольными видами памяти? Если человеку незатруднительно запомнить и
восстановить некоторое событие или предмет в памяти, то такую память называют
непроизвольной. К примеру многие запоминают то, что бросается в глаза, особенно
события создающие неудобства по дороге на работу. Это и светофор с горящим красным
светом и еле пыхтящий автобус, медленно снующий по тротуару пешеход и так
далее.

Причем данная память становится эффективнее от степени
заинтересованности. Все зависит, насколько человеку хочется запомнить
полученную информацию, какова его цель, а также от приемов заучивания.

Приемы заучивания различаются между собой. Это:

  • механическое повторение;
  • логический пересказ;
  • образное мышление.

Механическое или многократное повторение — это трудоемкий, длительный процесс, причем не всегда эффективный. Логическое заучивание или логический пересказ более результативно, так как изучаемый материал осмысливается, выстраивается в систему. Образное мышление хорошо тем, что изменяет в сознании неинтересную информацию на картинки, схемы, графики.

SOURCE

Классификация по психической активности

Специфические особенности человеческой памяти заключаются в том, что она участвует в мыслительных процессах. Индивид способен мечтать, комбинировать понятия или образы. У человека есть воображение и эмоции. Людям бывает очень трудно забыть неприятные воспоминания. Психические свойства личности способствуют воспроизведению отдельных переживаний прошлых событий.

Для мысленного восстановления фактов и сведений субъекту необходимо оживить все воспоминания, припомнить нужные ассоциации и обстановку времён происходящих действий.

Человек может восстановить давно прошедшие события искажённо. В отличие от него компьютер воспроизводит внесённые данные очень точно. Файловая система не даёт ошибиться электронике. Различия в обработке информации у людей и энергозависимых устройств наблюдаются в том, что электроника кодирует сведения с помощью процессора, а человек передаёт данные по нервным клеткам.

У людей в голове творится некий беспорядок. Им надо выискивать среди множества мелькающих мыслей одну, относящуюся к нужной теме. Мозг не хранит ничего в готовом виде. В отличие от человеческой памяти энергозависимые запоминающие устройства могут сохранять содержимые данные только при наличии напряжения питания.

При условном разделении на основные разновидности по характеру психической активности психологи принимают во внимание рецепторы и анализаторы, участвующие в восприятии, обработке и сохранении получаемых данных

Образная

Акт запоминания производится путём восприятия образов через какие-то сенсорные системы. Воспроизведение осуществляется в форме представлений. Субъект запоминает картинки природы, жизненные явления, звуки, запахи, вкус. Индивид способен восстановить в памяти отсутствующий предмет по отпечатавшемуся в голове образу, детально охарактеризовать его. Он может представить себе запах и вкус только что приготовленного шашлыка, аромат чайной розы, трель соловья.

Двигательная

Младенец наделён условными двигательными рефлексами, которые постепенно перерастают в моторную память. Она начинает формироваться у малыша в первые месяцы жизни. Держание головы, ползание, первые шаги осваиваются посредством двигательного запоминания. В дальнейшем фиксация и воспроизведение двигательных операций принимает сознательный характер. Ребёнок учится одеваться, умываться, чистить зубы, держать ложку, стричь ногти, застилать постель, причёсываться. Среди этих действий находится ходьба, бег и письмо. Запоминаемые движения формируют основную базу трудовых навыков и практических двигательных операций. Молодые специалисты постепенно осваивают профессиональные умения. Движения со временем доводятся до автоматизма. Этот вид запоминания очень важен для спортсменов и танцоров.

Эмоциональная

Наиболее надёжным и прочным хранилищем любых сведений является архив памяти, сформированный на базе различных чувств: радость, огорчение, страх. Это могут быть нанесённые обиды, которые невозможно забыть, или стыд за собственные поступки. Пережитые и сохранённые эмоции выступают в качестве сигналов, побуждающих к действиям или удерживающих от них. К концу первого года жизни данный вид запоминания ярко проявляется у детей. Ребёнок может рассмеяться или расплакаться, увидев доставившую ему радость вещь или предмет своего страдания. Субъект может начисто забыть какие-то события, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, а впечатления и чувства остаются в хранилище головного мозга. Закреплённые в мозговых структурах фрагменты могут воспроизводиться в мельчайших деталях мгновенно в виде ярких фотовспышек. Этот тип запоминания оказывает огромное воздействие на личность. Эмпатия и сочувствие к людям базируется на эмоциональной памяти.

Словесно-логическая

Основу данной разновидности памяти составляют слова и мысли. Эти два понятия взаимосвязаны: слова возникают в результате размышлений, а мысли воплощаются с помощью различных языковых форм. Основной смысл материала, полученного в результате мыслительного процесса, передаётся в буквальном словесном оформлении. Форма подачи информации зависит от понимания текста, от способности находить важные и второстепенные части, от уровня речевого развития.

Упражнение для меткости и точности жестов

  1. Закрепите лист либо на столе, либо на стене.
  2. Упритесь локтем в лист, затем опустите предплечье и кисть.
  3. Закройте глаза.
  4. Не поднимая локоть, и не используя запястье, сделайте круговое движение предплечьем и нарисуйте на бумаге дугу.
  5. Верните руки в начальное положение и нарисуйте еще одну дугу. Они должны совпадать.

Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер. Когда вы будете кататься на роликах в парке с друзьями, печатать комментарий к этой статье или мчаться по трассе – помните, что всем этим вы обязаны всего лишь одной маленькой функции нашего умного организма, который добросовестно выполняет свои обязанности. Если вы хотите прожить осмысленную жизнь и до самой старости сохранить бодрость и активность, помогайте своему телу и сознанию! Делайте все, что в ваших силах, чтобы сохранить его работоспособность как можно дольше!

Объем зрительной памяти

Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.

После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий.

Этот показатель принимается за объём зрительной памяти. Под правильным воспроизведением при этом понимается отклонение от исходного рисунка по длине не более чем на одну клетку в каждой линии, при сохранении правильного угла наклона.

Оперативная зрительная память показывает, как долго человек может сохранять и использовать нужную для решения задачи информацию. Показатели оперативной зрительной памяти ребёнка определяются, например, при помощи следующего теста: ребенку предлагается в течение 15 секунд рассматривать карточки в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Затем ребёнок получает матрицу из 24 разных треугольников (4 карточки по 6 треугольников в каждой) и найти среди них те, которые запоминал на шести карточках изначально. Разделив количество времени, потребовавшегося на решение (в минутах), на количество ошибок и прибавив единицу, получим искомое значение – показатель развитости зрительной оперативной памяти.

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается

значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих

пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин

что делать

определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти

в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе

улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Особенности развития

Формирование произвольной памяти заканчивается приблизительно к 14 годам. От того, насколько удачным получился этот процесс, зависит, как будет протекать жизнь человека в дальнейшем. Ведь именно произвольная память помогает нам логически мыслить, делать выводы. Для ее развития у младших школьников, а именно в этом возрасте есть все шансы создать благодатную почву, когда необходимая информация будет буквально «врастать», существует много способов и приемов, в том числе и перечисленных выше. Но главное – научить ребенка работать с информацией.

И для этого нужно привить ему следующие навыки.

  • Умение выделять главную мысль. Для начала попробуйте просто подчеркивать то, что наиболее значимо в тексте. Также рекомендуется применять в процессе обучения различные схемы, графики, рисунки. Таким образом, на помощь произвольной памяти вы позовете и зрительную.
  • Умение работать с большими объемами информации. Объясните ребенку, что не стоит бояться большого количества строк или цифр, которые нужно запомнить. Научите разбивать их на логические цепочки, объединять по смыслу, искать взаимосвязи.
  • Повторение пройденного материала. Делать это нужно с пониманием того, что выучили. Нужно не просто произносить вслух заученные фразы или правила, а вдумываться в смысл того, что произносишь. Кстати, именно повторение необходимой к запоминанию информации вслух помогает быстрее отложить ее в нашей памяти и на более долгий срок.
  • Работа над ошибками. Это не прихоть наших педагогов из советского прошлого. Когда ребенок сам исправляет свою ошибку, он запоминает правильный вариант написания слова, формулы. Это не только оградит его от допущения подобных промахов в будущем, но и заставит более усердно работать над выполнением следующего задания. Кому же хочется тратить лишнее время на учебу, когда под окнами ребята гоняют в футбол, а в соцсети уже давно «висит» в ожидании любимая одноклассница.
  • Умение составлять ассоциативный ряд. «Притягивайте» новую информацию к уже знакомому материалу. Как пример из того же советского детства – стишок для запоминания порядка цветов в радуге «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Используйте подобные уловки для запоминания «неудобной» для вашего мозга информации.

И еще несколько советов, которые помогут сделать произвольную память лучше как детям, так и взрослым.

  • Концентрируйтесь на поставленной задаче. Если вам нужно выучить стихотворение, то не стоит отвлекаться на то, как муха села на варенье, зачем папа (муж) полез в холодильник, и что за СМС-ка пришла.
  • Сортируйте нужную информацию по общим или похожим признакам. Вчера изучали строение кожи, а сегодня пытаетесь запомнить географическое положение Италии? Из кожи делают сапоги, а Италия, если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, очень похожа на сапог. Ищите ассоциации во всем.
  • Чтобы запомнить числа, делайте то же самое. Вместо того, чтобы зубрить, вспомните, какие ассоциации вызывает то или иное число. Например, 1970 — год рождения, 16 — первая любовь и так далее.
  • Отправляясь в новую страну, выучите хотя бы пару слов на языке, на котором там говорят. Еще лучше освоить ряд фраз, которые позволят вам обменяться любезностями с персоналом при заселении в гостиницу, заказать еду в ресторане. Так вы не только окажете уважение местным, но и улучшите свою память.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения

Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
Запоминается то, над чем человек активно работает.
Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.. Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти

Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector