Причины и симптомы сенсорно моторной алалии

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него

Лечение пациентов с алалией

Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы. В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.

При патологиях речевых центров в коре головного мозга специалисты отмечают высокую эффективность следующих физиотерапевтических процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

При лечении алалии важно акцентировать внимание на развитии моторики, мышления, памяти. Заболевание вызвано системными нарушениями, поэтому логопедическое лечение должно строиться на полном охвате звуко-буквенных постановок и сочетаний, визуализации понятий, а также концентрации внимания. В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.

В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.

Детей с алалией рекомендуется начинать обучать алфавиту, счету и письму как можно раньше. Такие навыки позволяют лучше развить память, научиться составлять слоги в слова и контролировать речь.

При комплексной терапии моторной алалии основная работа должны быть направлена на:

  • стимулирование речевой активности;
  • развитие связной речи;
  • формирование речевого запаса;
  • грамматическое оформление высказывания.

При диагнозе «сенсорная алалия» акцент логопедической терапии должен быть сосредоточен на формировании навыков отличать речевые и неречевые звуки, дифференцировать слова, пониматьречевые инструкции.

Важно системно прорабатывать:

  • правильное фонематическое восприятие;
  • акустические навыки;
  • ассоциативный ряд.

Виды, их причины и признаки

Причина алалии — повреждение головного мозга, которое возникло еще внутриутробно, во время родов или в первые пару лет жизни:

  • инфекция во время беременности;

гипоксия плода (связанная, например, с курением матери);

тяжелый токсикоз;

угроза прерывания беременности;

травмы беременной;

асфиксия (удушье) из-за обвития пуповиной или заглатывания околоплодных вод;

скоротечные или затяжные роды;

тяжелая недоношенность;

травмы при прохождении малышом родовых путей, применения акушерских щипцов или вакуум-экстрактора;

менингит;

энцефалит;

черепно-мозговые травмы в первые годы жизни.

Если тщательно опросить родителей малыша-алалика, можно найти сразу несколько причин задержки речи.

Все эти повреждения тормозят развитие клеток головного мозга – нейронов. Их остановка на стадии незрелых клеток происходит не локально, а во многих отделах коры.

Поэтому у младенца с отсутствием речи может быть другая неврологическая патология: склонность к неврозам, неврастении, проблемы с памятью, мышлением.

Главный симптом любой алалии – невозможность разговора. Так как речь – процесс сложный, состоит из понимания и говорения, то алалия делится на несколько видов.

Моторная

Крошка с таким нарушением понимает обращенную к нему речь, однако в ответ ничего сказать не может. Таким деткам доступен весь диапазон артикуляции, все звуки.

Но попытка сложить слова ни к чему не приводит, так как они с трудом могут воспроизводить последовательность движений губ и языка, необходимые для речи.

Малыши-алалики начинают позже гулить, лепетать, а при попытках первых слов все звуки у них путаются. Проблемы с звукопроизношением могут легко привести их к заиканию.

Самые грубые и тяжелые формы моторной алалии проявляются лепетом и активными, бурными жестами. Часто в речи преобладает негативизм, в виде повторения слов «нет», «не надо» в ответ на любое предложение.

Ребенок с моторной афазией не склоняет слова, почти все существительные использует в именительном падеже: «хочу мама». Если просить его показать, где яблоко, а где яблоки — он не сможет различить картинки.

Малыши с моторным нарушением с трудом составляют даже короткий рассказ по картинке — им не поддаются причинно-следственные связи, сложно сопоставить событие и время.

А есть ли какие-то особенности памяти у детей с моторной алалией?

Помимо речевых нарушений, у таких малышей всегда есть неречевые пробелы в развитии. Концентрация внимания снижена, есть проблемы с памятью и мышлением: объем памяти небольшой, слова запоминаются сложно, быстро забываются.

Новые слова часто употребляются неправильно, даже пассивный запас у такого малыша очень медленно пополняется новыми выражениями.

Страдает двигательная память: если попросить его повторить движения, он выполняет их с ошибками. Очень затруднена у моторных алаликов мелкая моторика – застегивание пуговиц, замков, игра с сортером.

Это подтверждает, что развитие мелких движений рук тесто связано с речью.

Сенсорная

Детям с сенсорной алалией недоступно понимание слышимых слов. В ответ на любое обращение к малышу можно услышать настоящий винегрет из слов и звуков, которые алалик когда-то слышал.

Но значение этих слов ему не понятно, поэтому какого-либо смысла такой речевой поток не несет.

Сопоставляя звук с движением губ, ребенок с сенсорным нарушением речи постепенно сможет запомнить значение некоторых слов, звуков, повторять их и даже употреблять.

Однако, это будет действительно только для того контекста, в котором ребенок слово услышал. Любое изменение ситуации, изменение формы слова, числа – для малыша это снова пустой звук.

Все сенсорные алалики стараются по максимуму использовать жестикуляцию, мимику для объяснения потребностей. Часто они чрезмерно «разговорчивы» — постоянно бессмысленно лопочут.

Изолированная сенсорная алалия встречается очень редко, обычно это смешанное расстройство, ведь слух и разговор неразрывно связаны.

Сенсомоторная

Сочетает признаки моторной и сенсорной алалии. В наиболее тяжелых формах этого нарушения малыши не говорят совсем, не понимают обращенных слов, быстро отстают в развитии.

Сенсомоторный тип отсутствия речи сопровождается неврологическими проблемами: склонность к истерикам, перепадам настроения, неврозам.

Из-за очень плохой обучаемости при отсутствии должного лечения вторичная умственная недостаточность развивается скорее, чем при моторной форме.

Видео расскажет о симптомах сенсорной, моторной и сенсомоторной алалии у детей:

Четвертый этап – предложения из нескольких слов

На этом этапе детей учат словоизменению, обращая их внимание на «конец» слова, просят, чтобы они отвечали полным предложением на вопрос взрослого. Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков

Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Детям предлагаются такие задания:

  • Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
  • Выполнение поручений и проговаривание выполненных действий.
  • Изменение слов по родам и числам.
  • Обучение умению составлять вопрос.
  • Заучивание двустиший.
  • Слушание маленьких рассказов и ответы на вопросы по их содержанию.

К окончанию этого этапа дети овладевают элементами разговорной речи, она приобретает коммуникативную функцию, могут произносить слова из 3-4 слогов.

Синдромы, входящие в моторную алалию

Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Что же в него входит?

  1. Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
  2. Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
  3. Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
  4. Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
  5. Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
  6. Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).

У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.

1.Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Термин
«алалия» (от греч. а

отрицание, lalio
говорю, речь)
— в переводе отсутствие речи, безречье.
Кроме
термина «алалия» в
зарубежной литературе используются
термины: «врожденная афазия»,
«онтогенети­ческая
афазия», «афазия развития», «дисфазия»,
«задержка речевого
развития», «конституциональная задержка
речи», «нарушенное
усвоение языка», «слухонемота».

Среди
детей
дошкольного возраста алалия встречается
примерно у 2%,
а среди детей школьного возраста у
0,8—0,4%. У
мальчиков это нарушение речи
встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

В
1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту)
в отдельное
речевое нарушение, но рассматривает ее
в связи
с артикуляционными расстройствами.
Алалия противопоставляется
дислалии как полная невозможность
артикулирования,
что позже стало именоваться анартрией.

В
классификации А. Куссмауля для общего
наименования
расстройств артикулирования (дизартрия
и дислалия, а также
расстройства дикции — дисфазия) вводится
понятие «лалопатия».
К
алалии А. Куссмауль относил случаи
нарушения, для которых характерна полная
невозможность
произносить членораздельный звук; в
дальнейшем для обозначения такого
состояния стал использоваться термин
«анартрия».

В
60-е годы прошлого века Труссо предложил
термин «афазия»,
который сменил используемый Брока
термин «афемия», под ним подразумевались
случаи утраты речи. Термин «афазия»
закрепился в медицине и получил широкое
распространение. Некоторые зарубежные
авторы (Orton,
Travis)
объединяют
понятия «алалия» и «афазия» общим
термином «детская афазия»
или «афазия развития», подчеркивая
специфику недоразвития
речи у детей в отличие от утраты речи
взрослыми.

В
работах Р. Коэна (1888) термин «алалия»
применяется
для характеристики немоты, не обусловленной
ар­тикуляционными нарушениями. Он
называет это нарушение слухонемотой
(немота при сохранном слухе в отличие
от глухонемоты,
т. е. немоты при отсутствии слуха) или
идиопатической
алалией (безречие неясного происхождения).

Значительный
вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман
(1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский
(1909),
Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время
М. Е. Хватцев,

Н.
Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина,
Л. В. Мелехова,
Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А.
Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева.

Курс ориентирует
на коррекционно-развивающий,
диагностико-аналитический, консультативный
виды деятельности.

В
работах разных авторов выявлены
особенности речевого развития
и структуры дефекта при алалии на основе
применения
различных критериев: физиологических,
клинических, психологических,
лингвистических, психолингвистических
и др. Описаны
различные формы алалии, разработана
методика логопедического
воздействия при разных формах недоразвития
речи.

Успехи
в изучении алалии в работах новейшего
периода достигнуты
благодаря тому, что исследователи в
своей деятельности
стали широко опираться на методологию
комплексного
синдромального подхода к анализу
дефекта. Доминирующим при этом является
психолингвистический аспект изучения,
представленный
в работах Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова,
Б.
М. Гриншпуна.

Что такое алалия и какие существуют виды

Алалия – неврологическое заболевание, при котором у ребенка наблюдается недоразвитость речи или она отсутствует вовсе. Такую патологию сопровождают нарушения слуха или мозговой деятельности. Алалия характеризуется врожденным или приобретенным в раннем возрасте (до 3 лет) нарушением импрессивной или экспрессивной речи. Чаще патология диагностируется у мальчиков и выявляется в основном у детей дошкольного возраста.

В медицине выделяют две формы болезни: сенсорная и моторная. Классифицируются они в зависимости от того, какая речевая часть поражена.

Сенсорная алалия – это патологическое состояние ребенка, при котором он не может нормально воспринимать речь окружающих, при этом его слух находится в полном порядке. Такую форму заболевания провоцируют поражения того участка коры головного мозга, который отвечает за слуховой анализатор речи. Достаточно часто наблюдается задержка развития головного мозга и может возникать олигофрения.
Часто дети с сенсорной формой болезни могут составлять примитивные слова. Однако они не способны использовать уменьшительно-ласкательные названия. В большинстве случаев пациенты произносят слова, в которых переставлены буквы или слоги, что затрудняет понимание речи.

Моторная алалия – это нарушение речи ребенка, что возникает в результате дисфункции участка головного мозга, где выполняется замыкание нервных окончаний речедвигательного анализатора. В таком случае больной хорошо слышит и понимает речь окружающих, однако сам не способен освоить разговорные навыки. Из-за нарушения артикуляции ребенок не способен произносить буквы и слоги и заменяет их на более простые (примитивные) звуки.

Классификация

По локализации патологии мозговых структур различают следующие формы:

  • Моторная алалия (синоним «экспрессивная»).
  • Сенсорная (синоним «импрессивная»).
  • Сенсомоторная.
  • Оптическая (выделяется не во всех классификациях и многими авторами не признается).

Выделяются следующие этапы становления речи:

  • Доречевой период — это время до 1 года.
  • Начальный речевой — возраст до 2-х лет.
  • Развитие внутренней речи (импрессивной) — возраст 2-3 года, ребенок набирает символы речи.
  • Развитие внешней речи (экспрессивной) — возраст 3-4 года, происходит понимание ребенком и воспроизведение слов и предложений, то есть формируется фонетика и грамматика.
  • Завершение формирования речи — возраст 4-5 лет, когда происходит становление фонетики и грамматики.
  • При правильном речевом воспитании в 5-6 лет завершается развитие речевой системы.

Моторная алалия характеризуется нарушением воспроизведения речи. Моторная алалия связана с нарушением функции рече-двигательного анализатора. Дети с такой патологией развиваются нормально, понимают речь, но не могут говорить или очень поздно начинают произносить отдельные «смазанные» слова. Заподозрить эту патологию можно с одного года жизни малыша. В речи детей возможна замена звука на другой, выпадение звуков, навязчивое воспроизведение слов и нарушается смысл самой речи. У таких детей резко ограничен запас слов. Из-за нарушений структуры слова речь малыша понимают только близкие. Моторные алалии бывают афферентные и эфферентные. Афферентная развивается при патологии в афферентной (моторной) части рече-двигательной системы. Это проявляется нарушением собственного ощущения тела, именно костно-мышечного ощущения.

Ребенок, когда воспроизводит слова, плохо координирует движения органов речи. Эфферентная возникает при повреждении (недоразвитии) премоторных зон. При этом страдает включение и переключение при речевом акте. Проявляется это тем, что первично у ребенка нарушается формирование речи, резкое ограничен словарный запас, нарушается структура слов. Речь такого ребенка понимают только родители.

Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. Это тяжелое языковое расстройство, поскольку ребенок не понимает речи окружающих, так как у него недоразвита зона гностического анализатора. У детей сохранен слух и есть способности к активной речи, однако существует разрыв между звучанием и значением слов. Дети не понимают речь, поэтому возникают и другие нарушения — затрудненные контакты с людьми и задержка умственного развития. Такие дети пытаются общаться взглядами и жестами. Данную патологию можно заподозрить в 6-8 месяцев. Сначала родители могут заподозрить снижение слуха у ребенка, поскольку он никак не реагирует на звуки и речь. Отличить таких детей от слабослышащих можно проведя эксперимент — увеличение громкости речи не влияет на реакцию и понимание этой у ребенка. У детей более старшего возраста отмечается невнимательность к звукам, поэтому коррекционная работа с ними затруднена: они могут совсем не реагировать на звук, с трудом заучивают слова и запоминают их. Их словарь медленно обогащается.

Сенсомоторная алалия является комбинированной патологией и возникает при недоразвитии двух анализаторов гностического и кинестетического. Это самая тяжелая форма, поскольку нарушено и понимание речи, и говорение. Интеллект у таких детей первично сохранен. Детей с сенсомоторной алалией путают с аутистами

Работа начинается с сенсорного компонента — важно научить понимать речь, а после этого и воспроизводить ее. На понимание речи может уйти более полугода, а потом приступают к работе с моторным компонентом

Коррекция данной патологии длится в 2 раза дольше, чем отдельно взятой моторной и сенсорной алалии. Многие дети имеют нарушение моторной речи вторично.

Оптическая алалия возникает при недоразвитии теменных зон. Связана она с нарушением пространственного анализа и синтеза. У ребенка отмечается первичное недоразвитие внутренней речи, бедность запаса слов, не формируются падежные окончания.

Алалия у детей – симптомы, прогнозы

Признаки алалии у детей индивидуальны. В каждом случае, педиатр выделяет ряд типичных симптомов и проводит диагностические процедуры. На начальном этапе обследования специалист обязательно проверяет реакции ребенка. Он анализирует реакцию малыша на обращение к нему, реакцию на жестикуляцию и попытки завести диалог. Если в какой-то момент у ребенка происходит задержка ответа, то врач ставит диагноз алалия, у детей при этом назначается индивидуальное лечение.

Симптоматика зависит от вида заболевания и степени отклонений, но существуют общие симптомы:

  • проблемы с мелкой моторикой;
  • нарушения вестибулярного аппарата;
  • сложности с координацией движений;
  • заикание.

Моторная алалия у детей – признаки

Моторная алалия у детей (экспрессивная) – это неспособность складывать буквы в слова из-за двигательных нарушений. Ребенок просто не может овладевать языковыми операциями из-за недоразвитости речевых органов. Такие дети умеют шевелить языком и облизывать мороженное, но выполнить просьбу родителей и поднять язык наверх к небу, малыш не может. Дети с моторной алалией речь взрослых понимают, но из-за проблем с речевым аппаратом не могут выражать свои мысли словами. На фоне заболевания развивается отставание в интеллектуальном развитии.

Моторная алалия делится на 2 типа:

  1. Эфферентная. Здесь болезнь проявляется из-за заторможенности развития центра Брока (задней нижней части в лобной доле).
  2. Афферентная. В этом случае имеет место дисфункция нижнего теменного сегмента, располагающегося в левом полушарии.

Чем отличается речь ребенка с моторной алалией и каковы симптомы заболевания:

  • ребенок поздно начинает произносить первые слова (примерно в возрасте 4 лет);
  • словарный запас очень мал;
  • заметна плохая координация движений;
  • у малыша не получается построить предложение правильно и склонять слова по падежам;
  • наблюдаются отклонения в поведении (гиперактивность, малоподвижность или невнимательность);
  • ребенок становится замкнутым и агрессивно реагирует на проявление внимания.

Сенсорная алалия у детей – признаки

Сенсорная алалия у детей – это заболевание, лечить которое необходимо при первых признаках. Сенсорный тип расстройства характеризуется поражением коры головного мозга в той части, которая отвечает за анализ речи. Ребенок не может ассоциировать звуковое обозначение с образом, представленным визуально перед ним. Говоря проще, малыш просто не понимает речь, хотя прекрасно ее слышит.

Чем отличается речь ребенка с сенсорной алалией, и как выглядят ее симптомы:

  • ребенок постоянно говорит, но из-за несвязной речи никто не может его понять;
  • малыш плохо воспринимает речь;
  • постепенно прогрессирует интеллектуальная недоразвитость;
  • ребенок меняет местами буквы в самых простых словах;
  • соединяет несколько слов в одно;
  • проявляются противоречивые стороны характера – импульсивность граничит с подавленностью, а замкнутость с активностью;
  • у малыша не получается мысленно подбирать названия предметам окружающим его.

Сенсомоторная алалия у детей – признаки

Сенсомоторная алалия у детей – это смешанный тип заболевания, считающийся самым серьезным и опасным. При такой форме патологии малыш не только не понимает, что говорят ему родители или сверстники, но также не может разговаривать сам. Алалия у детей в этом виде характеризуется поражением сенсомоторной области коры головного мозга. Патология поддается лечению, но здесь необходим комплексный подход, и чем раньше родители заметят отклонения от нормы, тем более эффективным окажется лечение.

Признаки сенсомоторной алалии у детей:

  • ребенок до 3-х лет не говорит ни слова;
  • наблюдаются нарушения в области социальной адаптации;
  • малыш боится громких звуков;
  • имеются трудности в формировании речи, в том числе подмена букв в простых словах;
  • скудный словарный запас;
  • сложное понимание обращенной к ребенку речи.

Степени тяжести алалии

Степени недоразвития речи подразделяются на 2 вида:

  1. Легкая. При такой степени тяжести необходимо пригласить логопеда и выполнять все домашние задания. Отклонения быстро корректируются, и ребенок научится ухаживать за собой и говорить.
  2. Тяжелая. Эта степень характеризуется грубыми поражениями центров речи в мозге. Лечение включает в себя медикаментозную терапию, но даже при комплексном подходе улучшения наступают крайне редко.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных)

При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию

Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Лучшие врачи по лечению алалии

9.1

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Денисова Нелли Евгеньевна

Стаж 37
лет

Центр речи Каркуша на Бабушкинской

г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3

Бабушкинская
1 км

8 (495) 185-01-01

9.1

Логопед
Нейропсихолог

Ильичева Алина Николаевна

Стаж 13
лет

Ильичева Алина Николаевна

г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 25, стр. 1

Трубная
290 м

Цветной бульвар
450 м

Чеховская
900 м

8 (495) 185-01-01

8.7

Логопед
Врач высшей категории

Филаткина Мария Михайловна

Стаж 25
лет

ABC медицина на 1905 года

г. Москва, ул. 1905 года, д. 17

Улица 1905 года
290 м

Краснопресненская
1.4 км

ABC медицина в Ромашково

г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево

Молодежная
8 км

8 (499) 519-36-05

8 (495) 185-01-01

9.6

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Тисовская Юлия Александровна

Стаж 23
года

Кандидат психологических наук

Остеополиклиника на Татарской

г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4

Новокузнецкая
580 м

Третьяковская
780 м

Третьяковская
820 м

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Буканова Наталия Юрьевна

Стаж 23
года

Юсуповская больница на Нагорной

г. Москва, ул. Нагорная, д. 17, корп. 6

Нагорная
1 км

8 (499) 116-77-09

8

Психолог
Логопед
Дефектолог

Прохорова Надежда Олеговна

Стаж 11
лет

Клиника доктора Бассэ

г. Москва, Нагатинская набережная, д. 14, к. 1

Коломенская
2.1 км

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Сафонова Наталья Викторовна

Стаж 15
лет

Центр нейрореабилитации Апрель

г. Москва, ул. Нижегородская,, д. 32, стр. 4

Римская
1.4 км

8 (495) 185-01-01

Симптомы алалии

Симптоматика, присущая патологии, напрямую зависит от его разновидности. Так, моторной алалии характерно:

настроение у ребёнка часто меняется;
имеет место быть низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
ребёнку трудно сконцентрировать внимание;
имеет место быть нарушение мелкой моторики;
мимика и жестикуляция ярко выражены;
присутствует скудный словарный запас, что обуславливает непонимание речи окружающих;
ребёнок не может говорить, или присутствует неясное воспроизведение звуков;
чрезмерная активность может быстро смениться заторможенностью и малоподвижностью.

Если присутствует сенсорная алалия, характерные симптомы меняются. Патология сопровождается:

  • имеет место быть нарушение памяти;
  • присутствует повышенная восприимчивость к звукам;
  • ребенок широко используют в общении мимику и жесты;
  • пассивность может быстро смениться активностью, а импульсивность — замкнутостью;
  • ребёнок может пропускать буквы в словах, неправильно произносить окончания или соединять два слова в одно;
  • пациент воспроизводит бессмысленный и непонятный для окружающих набор звуков и слов.

Дети с такой патологией с трудом запоминают новые слова. У некоторых пациентов подобный процесс вообще отсутствует. Из-за того, что ребёнок не может различить обращенную к нему речь, у него появляются способности к чтению по губам.

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?

Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.

Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?

  1. Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т.д. Иногда речь может казаться осмысленной — в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  2. Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом нарушения понимания обращенной речи. Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания.
  3. Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные с речью.
  4. Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, ребенку требуется довольно много повторений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector