Потеря памяти у пожилых людей: кратковременная, прогрессирующая, после инсульта
Содержание:
Как лечить синдром?
Лечение амнезии, вызванной физическими повреждениями, опухолями или отравлениями заключается в воздействии на основное заболевание. Лечение синдрома начинают при первых его проявлениях — механизмы работы головного мозга крайне сложны и запускать такое нарушение нельзя ни в коем случае. Больному требуется нейропсихологическая реабилитация, медикаментозное лечение в зависимости от диагноза.
Каждый тип амнезии представляет собой индивидуальную клиническую картину, вот почему обследование у психиатра и нарколога — обязательно. При необходимости будут проведены дополнительные тесты и анализы, а больного направят на диагностику к другим специалистам
Это важно, так как в зависимости от типа амнезии будет зависеть какими методами нужно её лечить
Наиболее вероятным сценарием при установке диагноза станет проведение терапевтических мер, включающих применение препаратов, содержащих гинко-билобу, использование нейропротекторов и антиоксидантов, а также средств для улучшения памяти, таких как глицин. В случае ретроградной амнезии будет выписан цикл витаминов группы В. При установке диагноза алкогольная амнезия применяются средства для очищения организма от алкоголя, рекомендуется полный отказ от алкогольсодержащих напитков и курс избавления от зависимости.
Гипносуггестивная терапия – это возможный вариант лечения, который заключается в использовании гипноза для возврата части памяти, утерянной при амнезии. Кроме того, существуют психотерапевтические приёмы, которые вкупе с базовыми препаратами дают хорошие результаты.
Важно подходить к лечению заболевания комплексно и проводить его только под присмотром врача! Не забывайте о ведении здорового образа жизни и отказе от вредных привычек, таких как курение и алкоголь. Полноценное здоровое питание и постоянные умеренные физические нагрузки также помогут в борьбе с заболеванием и станут хорошими профилактическими средствами
Не забывайте упражнять не только тело, но и свой ум: развивайте мышление, память и внимание, постоянно обучайтесь и тренируйтесь! Автор статьи: Кугушева Анна
Потеря памяти (амнезия) у молодых людей
К возможным причинам психогенной амнезии у молодых людей относятся:
- тяжелая психологическая травма;
- психические заболевания;
- тяжелая депрессия;
- хроническая бессонница;
- экстремальный стресс;
- гипноз.
Амнезия при психологической травме
Наиболее частыми психологическими травмами, которые вызывают потерю памяти у молодых людей, являются:
- смерть родителя, ребенка или очень близкого человека;
- физическое насилие со стороны другого человека (изнасилование, избиение, надругательство над самим человеком или его близким);
- стихийное бедствие (пожар, наводнение, землетрясение, ураган);
- войны;
- теракты;
- аварии;
- похищение.
Амнезия при психических заболеваниях
К основным психическим заболеваниям, которые сопровождаются эпизодами амнезии у молодых людей, относятся:
- эпилепсия;
- диссоциативное расстройство;
- диссоциативная фуга;
- истерия;
- шизофрения.
психотерапииК патогенным факторам, которые вызывают органическую амнезию у молодых людей, относятся:
- травмы головы;
- инфекции нервной системы с вовлечением структур мозга;
- интоксикации различными веществами;
- нарушение питания;
- выраженная гипоксия (нехватка кислорода) мозга;
- опухоли головного мозга;
- нарушение кровоснабжения мозга.
Амнезия при инфекциях нервной системы
Инфекциями нервной системы с поражением мозга, которые могут сопровождаться потерей памяти, являются:
- герпетическая инфекция;
- сифилис;
- ВИЧ и СПИД;
- болезнь Лайма (инфекция, которая передается через укус клещей);
- туберкулез;
- менингит.
Амнезия при интоксикации различными веществами
К веществам, интоксикация которыми может привести к амнезии у молодых людей, относятся:
- алкоголь;
- наркотические препараты (амфетамины, кокаин, марихуана);
- лекарственные вещества (антидепрессанты, транквилизаторы, статины);
- окись углерода (угарный газ);
- бытовые растворители;
- лакокрасочные вещества;
- пестициды.
Амнезия при гипоксии мозга
К патологическим условиям, при которых развивается гипоксия мозга, сопровождающаяся амнезией, относятся:
- асфиксия (удушение);
- тяжелые травмы груди с повреждением легких или диафрагмы;
- инфекционно-воспалительные заболевания дыхательной системы (осложненные бронхиты и трахеиты, пневмонии);
- отравление окисью углерода;
- большие кровопотери при травмах;
- выраженные сердечно-сосудистые заболевания с сердечной недостаточностью (миокардит, патологии клапанов).
Амнезия при нарушенном кровоснабжении мозга
Признаками амнезии у молодых людей, помимо потери информации, являются:
- спутанное сознание;
- выраженная головная боль;
- пространственная дезориентация;
- сложности при узнавании близких и знакомых;
- тревога;
- депрессия.
|
|
|
Объем |
полная или генерализованная |
|
частичная или избирательная |
|
|
локализованная |
|
|
Период |
ретроградная |
|
антероградная |
|
|
антероретроградная |
|
|
фиксационная |
|
|
Развитие |
регрессирующая |
|
стационарная |
|
|
прогрессирующая |
|
Что это такое?
Амнезия детства – вид потери памяти, вязанный с невозможностью воспроизвести жизненные события раннего периода.
Большинство людей могут вспомнить и описать школьные годы, рассказать о том, что происходило в возрасте 5 лет, особенно значимые события (рождение сиблинга, переезд, смерть).
У амнезии детства есть биологические предпосылки. Структура мозга, в которой «закрепляется» опыт, окончательно формируется к 2 годам. К этому времени невозможно воспроизвести события, прожитые ранее, потому что закрепляется новый способ запоминания и воспроизведения.
Некоторые люди утверждают, что помнят себя в младенческом возрасте. Однако не удается экспериментально подтвердить подлинность рассказов.
Мозг обладает интересным свойством: при дефиците информации он «достраивает» события и образы. Человек верит, что его воспоминания реальны, но они могут быть искажены.
Как объяснял это явление Зигмунд Фрейд?
Феномен амнезии детства можно объяснить с психологической точки зрения. Фрейд исследовал пациентов и выяснил, что самые ранние события, которые они способны были воспроизвести в памяти, относятся к возрасту 3-х лет.
Ученый объяснил детскую амнезию тем, что психикой подавляются агрессивные и сексуальные проявления в отношениях между ребенком и родителями.
Позднее теория подверглась критике, поскольку ранние детские воспоминания шире, чем агрессивное и сексуальное поведение.
Объяснение с точки зрения неврологии
Разгадка тайны, почему взрослый человек неспособен воспроизвести воспоминания раннего детства, кроется в особенностях работы мозга. У некоторых животных, в частности мышей, также наблюдается феномен детской амнезии.
В одной из канадских лабораторий был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что грызуны утрачивали способность воспроизводить ранее полученный опыт после того, как длительное время бегали в колесе.
Оказалось, что физическая активность поспособствовала тому, что в мозге стали образовываться новые нейронные связи, которые заменили старые.
Способность мозга развиваться и образовывать нейронные сети, обусловлена эволюционно. У взрослых людей это происходит в процессе деятельности, обучения, при этом память сохраняется.
Во время роста организма этот же процесс приводит к забыванию старого опыта. Новые клетки замещают или вытесняют старые, из-за чего перестраиваются ментальные схемы.
Ученые попытались узнать, что происходит в мозге, когда новые клетки приходят на место старых. Новые нейронные связи вступают во взаимодействие со старыми, образуются новые схемы. Старые воспоминания не стираются, а преломляются и видоизменяются.
Человеческие воспоминания состоят из опыта, рассказов других людей, сфабрикованных мозгом событий.
Родственники и близкие испытуемых делились рассказами о событиях давно минувших дней, причем одна из историй была выдумана. Затем испытуемые сами рассказывали о своих воспоминаниях и были убеждены, что выдуманная история происходила с ними в действительности. Утрата детских воспоминаний — плата за возможность развиваться и получать новый опыт.
Влияние особенности развития речи и эмоций
С точки зрения когнитивной теории причина детской амнезии кроется в различии кодирования опыта ребенка и взрослого. Ранние события не привязаны к каким-либо категориям,существуют изолированно.
В старшем возрасте психика перестраивается: опыт сохраняется в контексте времени, места, взаимодействия людей и событий. После того, как опыт становится структурированным, события раннего детства стираются.
Недоразвитие речи осложняет процесс запоминания. Проговаривание событий помогает осознать опыт, упорядочить воспоминания. Когнитивные процессы напрямую влияют на кодирование и хранение информации. Развитие сознания способствует откладыванию автобиографического опыта. Малыш осознает, что есть знания, убеждения, которые принадлежат только ему.
Дети понимают семантическую информацию, но не могут припомнить достаточно информации из прошлого, чтобы сложить образ о себе. В раннем детстве страдает описательная функция речи.
Через разговоры со взрослыми формируются представления о себе, события классифицируются, выделяются общие и главные события прошлого.
Виды и симптомы амнезии
Существуют различные типы амнезии.
Так по выпавшему из памяти периоду времени выделяют:
- ретроградную амнезию. Данный вид амнезии связан с потерей воспоминаний событий, которые предшествовали заболеванию;
- антероградную амнезию. В данном случае теряются воспоминания периода после выхода из бессознательного состояния. При этом больной не запоминает недавно произошедших событий, не может усваивать новую информацию;
- антеретроградную амнезию, которая представляет собой сочетание двух вышеназванных видов амнезии;
- ретардированную амнезию, когда воспоминания утрачиваются через некоторое время после периода потери сознания.
По характеру развития выделяют:
- регрессирующую амнезию – амнезию, для которой характерно восстановление утраченных воспоминаний.
- прогрессирующую амнезию. В этом случае происходит постепенное стирание воспоминаний от настоящего момента к прошлым событиям. Способность запоминать новые события нарушается, воспоминания путаются во времени и теряются, эмоциональная окраска былых событий угасает, и они со временем утрачиваются. При этом отчетливо вспоминаются события детского и юношеского возраста, а также профессиональные умения и навыки.
- стационарную амнезию – не меняющуюся и стойкую утрату памяти на определенные жизненные события.
Также встречаются такие виды амнезии, как:
- фиксационная амнезия, которая выражается в нарушении памяти на события, произошедшие несколько минут назад. Данный тип амнезии характерен для пациентов с синдромом Корсакова. При этом состояние больного не нарушено, но он не ориентируется в пространстве и своей личности, может спрашивать у окружающих о том, кто он, где находится, что с ним. Проявление симптомов амнезии может быть приступообразным, при этом, что происходило во время приступа, больной не помнит. Заболевание могут сопровождать головные боли, нарушения чувствительности, плохая координация движений, аритмия сердечной деятельности;
- постгипнотическая амнезия возникает после сеансов гипноза. Больные не помнят, что с ними происходило во время сеанса;
- посттравматическая амнезия вызывается сотрясением мозга, травмами головы, чаще всего проходит после соответствующего лечения. Симптомы амнезии посттравматического характера связаны с нарушением кратковременной памяти. Пациент не помнит событий, которые непосредственно предшествовали травме. Память больного восстанавливается по мере выздоровления;
- синдром Корсакова — тяжёлая ретроградная и антероградная амнезии, возникающие по причине недостатка в головном мозге витамина В1;
- детская амнезия. Данный тип амнезии есть у каждого человека. Это связано с незрелостью определенных участков мозга у детей;
- исходная амнезия. В этом случае, обладая какой-либо информацией, человек не помнит, из какого источника он ее получил;
- диссоциативная амнезия связана с тем, что человек забывает периоды жизни или определенные события, может перестать узнавать знакомые слова и речевые обороты речи (афазия), двигательные схемы (апраксия), предметы (агнозия);
Данный вид амнезии делится на:
локализованную амнезию – нарушение только одной модальности памяти;
избирательную – когда пациент помнит определенные универсальные знания и забывает некоторые события, произошедшие в ограниченный период времени;
генерализованную – когда пациент забывает всё происходящее в ограниченный отрезок времени;
непрерывную — когда пациент перестаёт запоминать новые события;
- диссоциативная фуга связана с тем, что больной полностью забывает свое имя, биографию, личную информацию. Данный тип амнезии может длиться и несколько минут, и несколько дней. В этом случае пациент забывает, кто он или ассоциирует себя совершенно с другой личностью;
- прозопамнезия – плохая способность к запоминанию лиц людей.
Для состояния после сотрясения мозга характерно развитие ретроградной амнезии. Для травм более тяжелых — антеретроградной амнезии.
Синдром Корсакова, как правило, характеризуется ретроградной и фиксационной амнезией. Возможны конфабуляции. Такое состояние характерно для злокачественных образований, алкоголизма, СПИДа, авитаминоза В1, дегенеративных деменций, герпетического энцефалита.
При интоксикациях навсегда стираются из памяти события, происходившие во время отравления наркотиками, пестицидами, алкоголем, барбитуратами, угарным газом, бензодиазепинами.
В случае эпилепсии теряется память на события, которые происходили во время эпилептического приступа.
Несколько фактов о свойствах человеческой памяти
Память – одно из самых удивительных и загадочных свойств головного мозга, присущее не только человеку, но и братьям нашим меньшим. Порой некоторые моменты из жизни нам хотелось бы запомнить до мельчайших подробностей, а какие-то бесследно забыть. Но мы не в силах произвольно влиять на эти процессы. Хотя при ряде патологий нервной системы и такая специфическая способность нашего мозга, как память, может пострадать. Над вопросами возникновения феномена памяти и амнезии работали такие знаменитые врачи, как Жан-Мартен Шарко, Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд. И до сих пор исследователи пытаются достоверно выяснить механизмы формирования воспоминаний.
Память относится к высшим психическим функциям и трактуется как способность нервной системы усваивать информацию, полученную в ходе жизнедеятельности, хранить её и пользоваться ею для решения определённых ситуаций. По сроку «хранения» информации выделяют долговременную и кратковременную память.
Кратковременная память
Кратковременная (рабочая) память имеет ограниченный объём и способна удерживаться в течение нескольких минут благодаря механизмам «мысленного повторения». Её формирование происходит в коре лобных долей. Сведения, содержащиеся в кратковременной памяти, способны перерабатываться, структурироваться и преобразовываться в долговременную память. Этот процесс называется консолидацией следа памяти, который занимает от нескольких часов до суток.
Долговременная память
Долговременная (декларативная) память может вмещать безграничное количество информации, которая способна храниться всю жизнь. Этот вид памяти удерживает смысловую (событийную) составляющую полученных сведений. Она подразделяется на:
- семантическую – вид памяти, который содержит общую информацию о наиболее важных понятиях, событиях (сведения об окружающем мире, растениях, животных и т.п.). Такая память «локализируется» в нижневисочной коре;
- эпизодическую – вид памяти, содержащий сведения из личного опыта человека, которые привязаны к определённым людям, событиям, местам и т.п. Хранится такая информация благодаря лимбической системе головного мозга.
Также выделяется процедурная память, которая обеспечивает бессознательное формирование двигательных и интеллектуальных навыков и «находится» в области базальных ганглиев.
Типология нарушений памяти
Выделяют два типа нарушения памяти:
- модально-специфические расстройства – развиваются при очаговых поражениях головного мозга, когда страдает корковый отдел какого-либо анализатора. В таких случаях происходит нарушение зрительной, слуховой, речевой, тактильной или моторной памяти;
- модально-неспецифические расстройства – возникают при диффузном поражении мозга и характеризуются недостаточностью всех видов памяти, то есть страдают общие механизмы запоминания и хранения информации.
Интересные факты
По мнению учёных, причиной детской амнезии является то, что «до 4–5-летнего возраста мы имеем весьма динамичный гиппокамп, который не может стабильно хранить информацию. В процессе формирования новых нейронов, память может быть нарушена».
Учёные считают, что 7 лет — это возраст, когда у большей части детей наступает «детская амнезия». И ребёнок забывает то, что случилось с ним в более раннем возрасте, хотя какие-то моменты могут на него повлиять и отложиться в «бессознательном». Результаты исследований показали, что у детей 5–7 лет остаётся в памяти от 63 до 72 % ранних воспоминаний, а вот у 8–9-летних детей — всего лишь 35%. При этом развитие интеллектуальных способностей начинает зарождаться в ребёнке ещё в утробе матери. Малыши впитывают информацию, очень быстро учатся всему новому, их воспоминания постоянно обновляются, а механизмы памяти только настраиваются.
Существует интересный феномен — «инфантильный» вид амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства.
В большинстве случаев ребёнок и взрослый человек, как правило, не в состоянии воспроизвести из долговременной памяти младенческие и ранние детские переживания (включая лица, события), возникавшие до достижения определённого сознательного возраста.
Забывание информации вполне закономерно. Специалисты объясняют эту забывчивость тем, что мозг ребёнка так активно воспринимает поток новой информации, что новые воспоминания вытесняются из памяти старые. Детские психологи связывают эту перемену с изменением способа запоминания информации. На раннем этапе нашего взросления гиппокамп недостаточно развит, чтобы записывать достаточно информации о событиях, но всё же где-то наши воспоминания откладываются, так как они могут формировать наше поведение в будущем.
Интересен феномен «ложных» воспоминаний, когда мы заменяем свои воспоминания ложными фактами, когда путаем сновидения детские с реальностью, либо какие-то навязанные нам воспоминания. Поэтому не всегда можно доверять своим детским воспоминаниям. Прошлое может заменяться настоящим и наоборот. Об этом феномене можно прочесть в книге Джулии Шоу «Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям».
Интересно, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, а у других нет: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет. Некоторые люди могут совсем не помнить своего детства.
В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет, до 7 лет дети отлично помнят все события прошедших лет в этом промежутке, особенно в течении года. Ведь только после 3х лет происходит объединение разрозненных частей памяти в одну общую систему (объединение семантической и эпизодической памяти). Благодаря этой системе, как дети, так и взрослые, получают доступ к информации.
Artist Pat Perry’s
Исследователи также отмечают, что на формирование детских воспоминаний оказывают влияние и методы воспитания родителей. Использование развивающей стратегии в общении с детьми (вопросы «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?») формирует у детей память о более ранних событиях, и эти воспоминания являются более устойчивыми, ведь память можно натренировать, как мы делаем это со всем нашим телом. С детьми необходимо общаться, играть, так как именно в детском возрасте происходит развитие его памяти и важных структур и полей мозга, отвечающих за язык и за то, насколько правильно ребёнок будет социально встроен в общество.
Интересно то, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года.
Но факт в том, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, это было подтверждено многочисленными исследованиями. Формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом и помогает работе нашей памяти.
Странным при амнезии является то, что в быту люди могут следовать своим устоявшимся привычкам и приобретённым навыкам, даже при полной потере памяти, при полной потери идентичности, когда человек не помнит ни своего имени, ни вообще своей жизни.
Пошаговый алгоритм диагностики
Если пациент замечает утрату кратковременной памяти, ему следует обратиться к неврологу. Доктор проведет сбор анамнестических данных, неврологический осмотр и различные патофизиологические исследования.
Довольно часто пациенту требуется помощь других специалистов – психолога, психиатра, психотерапевта, онколога.
В процессе беседы невропатолог должен установить, когда именно произошла потеря воспоминаний и что этому предшествовало. Поставить диагноз антеградная амнезия помогают различные медицинские методы исследования:
- КТ и МРТ головного мозга. Исследования позволяют обнаружить патологические очаги и исключить схожие по симптомам заболевания.
- ЭЭГ. Позволяет оценить импульсную электромагнитную активность мозга.
- Биохимическое исследование крови и ликвора. Диагностика позволяет выявить воспалительные процессы или различные кровоизлияния в головном мозге.
- Токсический анализ. Он необходим для обнаружения высоких доз препаратов или веществ, вызвавших отравление организма.
Специалист выполняет специальный тест функции памяти. Это позволит составить полную картину о состоянии пациента.
Симптомы, клиническая картина
Основной симптом патологии — невозможность вспомнить, что происходило после начала расстройства. Эпизоды тотальной забывчивости происходят каждый день или чуть реже. Нормальная память возвращается к пациенту только по окончании ретроградной амнезии. При этом больной не может вспомнить период от начала антероградного нарушения и до собственного восстановления. Остается пробел, восстановить его невозможно. Информация не запоминается. Она разрушается, потому извлечь ее не получится даже гипнотическими методами.
Прочие проявления делятся на текущие и отсроченные. Текущие возникают в процессе течения самой болезни:
- слабость, вялость;
- апатичность, нежелание что-либо делать;
- рассеянность, при этом краткосрочная (позволяет сохранить информацию в течение 20-30 секунд) память работает нормально, человек может запомнить номер телефона, адрес, имя, но в момент следующего «витка» антероградной амнезии забывает все, что знал прежде;
- снижение эмоционального фона.
Дополнительно нужно обратить внимание на прочие проявления, способные указать на основной диагноз. Это могут быть припадки, обмороки, дисфункция органов чувств, сильные головные боли. Интересен так называемый феномен эмоциональной памяти
Если больному сообщить неприятное известие, каким-либо образом расстроить его, эмоциональная реакция будет выраженной. Аффект будет сохраняться на прежнем уровне даже после забывания причины снижения настроения. Этот эффект наблюдается и у здоровых людей. Основное отличие — люди без антероградной амнезии способны вспомнить причину негативной реакции
Интересен так называемый феномен эмоциональной памяти. Если больному сообщить неприятное известие, каким-либо образом расстроить его, эмоциональная реакция будет выраженной. Аффект будет сохраняться на прежнем уровне даже после забывания причины снижения настроения. Этот эффект наблюдается и у здоровых людей. Основное отличие — люди без антероградной амнезии способны вспомнить причину негативной реакции.
Отсроченные симптомы менее информативны:
- растерянность — человек не может понять, что с ним происходило в течение определенного промежутка времени;
- слабость, депрессия — в связи с нарушением выработки нейромедиаторов (серотонина и дофамина);
- неадекватные эмоциональные реакции на слабые или отсутствующие раздражители (слезы без причин, смех и прочие).
Антероградная амнезия может стать причиной реактивного психоза. Это ответ здоровой психики на травмирующую ситуацию. К таковым относится и расстройство памяти. Купирование состояния проводится в психиатрическом стационаре под присмотром специалиста. Перед началом лечения следует убедиться, что симптоматика не является составной частью клинической картины эпилепсии.
Обследование и лечение больных
Клиническое обследование и диагностика нарушений проводится в несколько этапов:
- проводится опрос и осмотр пациента;
- психодиагностика: тестирование;
- лабораторное обследование (на анализы сдаются кровь, моча);
- инструментальное обследование: ЭЭГ, МРТ головного мозга и другие (ЭКГ, Рог р. ОГК);
- консультации специалистов при необходимости для уточнения соматических болезней.
Лечение может проводиться амбулаторно. При наличии опасности для самого пациента или окружающих, невозможности самообслуживания, отсутствии возможности условий лечения вне стационара – показана госпитализация.
Проводится целый комплекс мероприятий:
- специфическая терапия;
- неспецифическое лечение (укрепляющая, тонизирующая);
- психотерапия;
- реабилитация.
Психотерапевтическое воздействие
Психотерапия включает следующие направления:
- Индивидуально ориентированная направлена на определение увеличения адаптационных способностей, достижение у пациента понимания причин и следствий тяжелых переживаний и особенностей системы отношений. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Логическое переубеждение пациента. Формирование у него адекватного отношения к болезни. Занятия проводят после снятия остроты болезненных переживаний как индивидуально, так и в группах с частотой – 3 – 5 раз в неделю, длительностью – 4- 6 недель сеансов под контролем врача, а затем самостоятельно на протяжении полугода и более.
- Гипнотерапия направлена на сосредоточение внимания на расслабление, на седирование эмоциональных нарушений, улучшение настроения. Проводят ежедневно, всего 8 – 10 сеансов.
- Аутогенные тренировки развивают и укрепляют процесс саморегуляции, самоконтроля и самообладания. Проводят ежедневно 10 – 15 сеансов под контролем врача, а затем самостоятельно на протяжении 3 — 4 месяцев.
- Семейная психотерапия – стабилизация взаимоотношений в семье.
Медикаментозная терапия
Лечение медикаментами подразумевает назначение следующих групп препаратов:
При лечении в стационаре наблюдается меньше эмоциональных нарушений. Происходит купирование острых и аффективных невротических реакций, улучшение качества жизни больного, смягчение изменений личности.
Происходит купирование невротических нарушений и аффектов, наблюдается изменение качества жизни и поведения пациента в лучшую сторону.
Продолжительность лечения – 3 – 6 недель.
Возможные побочные действия при избыточном применении медикаментов:
- Холинергический синдром (сухость во рту, нарушения зрения, когнитивные нарушения) возникают при использовании трициклических антидепрессантов. Лечение – отмена препарата, назначение селективного ингибитора обратного захвата серотонина или антидепрессанта двойного спектра действия.
- Избыточная седация – необходимо уменьшение дозы антидепрессанта, который вызвал седацию с дальнейшим использованием другого лекарства без седативного действия.
- Ортостатическая гипотензия – уменьшение дозировок медикаментов.
- Сексуальная дисфункция чаще всего наблюдается при приеме трициклических антидепрессантов и селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, — возможен переход на медикамент, не вызывающий сексуальной дисфункции.
- Сердечно – сосудистые нарушения – нарушения проводимости, гипотензия — необходима смена лекарства.
- Серотонинэргический синдром – психические нарушения до степени потери сознания, ажитация, потливость, понос, рвота, дрожь, гиперрефлексия, повышение температуры и др. возникает как следствие комбинации антидепрессантов. Необходимо уменьшение дозы или полное прекращение лечения. Наибольший риск этого осложнения возникает при одновременном назначении МАО с другими антидепрессантами. Из – за этого категорически запрещено одновременное использование данных групп средств.
Иные мероприятия
Корректируется питание : диетические ограничения, приводящие к снижению массы тела, лечебная физкультура при увеличении массы тела.
Режим труда и отдыха определяют индивидуально, с учетом достигнутого уровня социального функционирования и согласно с действующим законодательством.
Источник