Алалия

Коррекционная работа при сенсорной/сенсомоторной алалии.

При данном нарушении логопеды Центра развития речи «Говорить легко» предлагают использовать систему альтернативной коммуникации «PECS» — систему общения при помощи обмена карточками.

Обучение  по методу  PECS способствует:

Развитию преднамеренной коммуникации;
Формированию возможности выражения потребностей и желаний;
Инициации взаимодействия и контакта;
Формированию способности привлекать внимание социально приемлемым способом;
Уменьшению нежелательного поведения;
Развитию понимания речи;
Активизации собственной речи;
Развитию мышления.

Обратите внимание! Логопеды Центра, работающие по методике PECS, включены в реестр русскоязычных специалистов, сертифицированных по методу PECS, Pyramid Educational Consultants Inc.

Система PECS имеет научно-обоснованную теоретическую базу и является программой с доказанной эффективностью для людей с аутизмом и другими сопутствующими проблемами развития. В Центре накоплен собственный положительный опыт применения этой методики у детей с сенсомоторной алалией.

Помимо занятий с логопедом ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией необходимо:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с дефектологом;
  3. Консультация психолога.

Для детей с сенсорной и сенсомоторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура; 
  3. Арт-терапия (песочная терапия, изотерапия, музыкотерапия).

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционной работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия  с логопедом по методу «PECS» (или другому методу, наиболее подходящему в конкретном случае);
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.

Диагностика и коррекция алалии

Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:

  • нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
  • логопед (диагностика речи);
  • психиатр (исключение психических заболеваний);
  • отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
  • невролог (выявление органических нарушений).

В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.

Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:

  • медикаментозное лечение (назначает невролог);
  • нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
  • занятия с детским или медицинским психологом;
  • физиотерапия;
  • эрготерапия;
  • логопедический массаж.

Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.

Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.

Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:

  • запуска речи;
  • понимания обращенной речи;
  • снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
  • улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
  • стабилизации поведения.

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы

Признаки алалии зависят от её вида. Для моторной алалии характерно:

  • Слабый контроль движений рук;
  • Сниженная работоспособность;
  • Плохие координация и равновесие;
  • Отсутствие речевых навыков до 4 лет;
  • Трудности в выражении своих мыслей словами;
  • Отсутствие мотивации говорить;
  • Обидчивое, замкнутое состояние, иногда агрессия

Для детей с сенсорной алалией выделяют такие симптомы:

  • Бессмысленно повторяет слова;
  • Необщительность и сосредоточенность на себе;
  • Не различает смысла фраз;
  • Меняет буквы в слове местами;
  • Соединяет несколько слов в одну фразу, не имеющую никакого смысла;
  • Гиперактивность, взрывной характер при общей замкнутости и заторможенности, подавленности;
  • Не понимает предметного значения слова.

Диагностика алалии

Для того, чтобы точнее поставить диагноз, необходимо обратиться не только к логопеду, но иногда и к педиатру, неврологу, психологу и иным специалистам.

Логопед обследует малыша при помощи сбора перинатального анамнеза, выявления особенностей раннего развития ребёнка

Для точной постановки диагноза моторной алалии важно выявить, насколько мотивирован малыш на то, чтобы научиться говорить, определить, какие трудности имеются у него при развитии речи, повторении фраз за взрослыми, слуховом восприятии, мимическом выражении и жестикуляции. Специалист выясняет, нет ли холалии, сложностей с восприятием и пониманием речи

Он также определяет, каков уровень развития словарного запаса малыша – потенциального и постоянно используемого, как пациент умеет складывать предложения, произносить, его восприятие фонем, грамматическое построение речи.

Речевой онтогенез

Научные изыскания выявили, что при сенсорной алалии формируется специфическое нарушение слухового анализатора, основанное на слабости возбуждения и торможения и слабовыраженной генерализации (непостоянство звукового восприятия).

Главной особенностью слуха при сенсорной алалии считается быстрое формирование процесса торможения по причине повышенной функциональной истощаемости. При патологии мозговые клетки отличаются недоразвитостью. Прекращение их функциональности наблюдается на уровне нейробластов. Такое нарушение может носить врожденный или приобретенный характер, сформированный в доречевой фазе.

Нарушение функциональности височной области головного мозга

Сенсорная алалия у детей (признаки и лечение описаны в статье) предполагает недоразвитость структур мозга. Морфологическое нарушение области виска вызывает недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей. По этой причине наблюдается отсутствие формирования связи между звуком и предметом.

В некоторых случаях прослеживается четкая локализация патологического процесса в области Вернике, находящейся в левом полушарии. Иногда определенный участок поражения отсутствует, так как помимо зоны Вернике нарушена функциональность и других областей.

Существуют исследования, подтверждающие, что у многих детей не отмечалось повреждений мозга органической природы. Данные были получены в ходе проведения электроэнцефалографии. Большинство современных ученых считает неправильным отождествление локализации зоны, обуславливающей потерю речи у взрослого человека с дефектом у детей.

Билатеральное поражение мозга

Формирование центров речи, по мнению нейрофизиологов, проходит в онтогенезе. Ученые утверждают, что сенсорная алалия может выступать следствием двустороннего поражения мозговых структур.

Такое воззрение находит подкрепление в том, что одностороннее нарушение вследствие пластичности мозга ребенка и его обширных компенсаторных возможностей не в состоянии вызвать стойкое нарушение речи. Алалия вызывается более обширными органическими повреждениями, нежели афазия.

Алалия у детей – симптомы, прогнозы

Признаки алалии у детей индивидуальны. В каждом случае, педиатр выделяет ряд типичных симптомов и проводит диагностические процедуры. На начальном этапе обследования специалист обязательно проверяет реакции ребенка. Он анализирует реакцию малыша на обращение к нему, реакцию на жестикуляцию и попытки завести диалог. Если в какой-то момент у ребенка происходит задержка ответа, то врач ставит диагноз алалия, у детей при этом назначается индивидуальное лечение.

Симптоматика зависит от вида заболевания и степени отклонений, но существуют общие симптомы:

  • проблемы с мелкой моторикой;
  • нарушения вестибулярного аппарата;
  • сложности с координацией движений;
  • заикание.

Моторная алалия у детей – признаки

Моторная алалия у детей (экспрессивная) – это неспособность складывать буквы в слова из-за двигательных нарушений. Ребенок просто не может овладевать языковыми операциями из-за недоразвитости речевых органов. Такие дети умеют шевелить языком и облизывать мороженное, но выполнить просьбу родителей и поднять язык наверх к небу, малыш не может. Дети с моторной алалией речь взрослых понимают, но из-за проблем с речевым аппаратом не могут выражать свои мысли словами. На фоне заболевания развивается отставание в интеллектуальном развитии.

Моторная алалия делится на 2 типа:

  1. Эфферентная. Здесь болезнь проявляется из-за заторможенности развития центра Брока (задней нижней части в лобной доле).
  2. Афферентная. В этом случае имеет место дисфункция нижнего теменного сегмента, располагающегося в левом полушарии.

Чем отличается речь ребенка с моторной алалией и каковы симптомы заболевания:

  • ребенок поздно начинает произносить первые слова (примерно в возрасте 4 лет);
  • словарный запас очень мал;
  • заметна плохая координация движений;
  • у малыша не получается построить предложение правильно и склонять слова по падежам;
  • наблюдаются отклонения в поведении (гиперактивность, малоподвижность или невнимательность);
  • ребенок становится замкнутым и агрессивно реагирует на проявление внимания.

Сенсорная алалия у детей – признаки

Сенсорная алалия у детей – это заболевание, лечить которое необходимо при первых признаках. Сенсорный тип расстройства характеризуется поражением коры головного мозга в той части, которая отвечает за анализ речи. Ребенок не может ассоциировать звуковое обозначение с образом, представленным визуально перед ним. Говоря проще, малыш просто не понимает речь, хотя прекрасно ее слышит.

Чем отличается речь ребенка с сенсорной алалией, и как выглядят ее симптомы:

  • ребенок постоянно говорит, но из-за несвязной речи никто не может его понять;
  • малыш плохо воспринимает речь;
  • постепенно прогрессирует интеллектуальная недоразвитость;
  • ребенок меняет местами буквы в самых простых словах;
  • соединяет несколько слов в одно;
  • проявляются противоречивые стороны характера – импульсивность граничит с подавленностью, а замкнутость с активностью;
  • у малыша не получается мысленно подбирать названия предметам окружающим его.

Сенсомоторная алалия у детей – признаки

Сенсомоторная алалия у детей – это смешанный тип заболевания, считающийся самым серьезным и опасным. При такой форме патологии малыш не только не понимает, что говорят ему родители или сверстники, но также не может разговаривать сам. Алалия у детей в этом виде характеризуется поражением сенсомоторной области коры головного мозга. Патология поддается лечению, но здесь необходим комплексный подход, и чем раньше родители заметят отклонения от нормы, тем более эффективным окажется лечение.

Признаки сенсомоторной алалии у детей:

  • ребенок до 3-х лет не говорит ни слова;
  • наблюдаются нарушения в области социальной адаптации;
  • малыш боится громких звуков;
  • имеются трудности в формировании речи, в том числе подмена букв в простых словах;
  • скудный словарный запас;
  • сложное понимание обращенной к ребенку речи.

Степени тяжести алалии

Степени недоразвития речи подразделяются на 2 вида:

  1. Легкая. При такой степени тяжести необходимо пригласить логопеда и выполнять все домашние задания. Отклонения быстро корректируются, и ребенок научится ухаживать за собой и говорить.
  2. Тяжелая. Эта степень характеризуется грубыми поражениями центров речи в мозге. Лечение включает в себя медикаментозную терапию, но даже при комплексном подходе улучшения наступают крайне редко.

Виды алалии

Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:

  1. Экспрессивная (моторная) алалия – диагностируется, когда есть поражение органического характера в отделе речедвигательного анализатора. Характерна задержка развития речевой функции или ее остановка на каком-либо этапе, при этом понимание слов окружающих не страдает. При данном виде алалии у ребенка есть трудности в экспрессивной речи, грамматике, скудный словарный запас. В зависимости от того, какая именно зона была поражена, выделяют подвиды:
  • афферентная – появляется, если поражены нижние теменные отделы головного мозга, способ проявления – неправильная или затрудненная артикуляция;
  • эфферентная – характерна при поражении премоторной коры, приводит к тому, что нарушается слоговая структура слов.
  1. Импрессивная (сенсорная) алалия – появляется после поражений речеслухового анализатора. Характерны нарушения в восприятии звука при здоровом слуховом анализаторе (ребенку не понятен смысл обращенных к нему слов). Это выглядит как разрыв между смыслом и звуком слов.
  2. Смешанная (сенсомоторная) алалия – возникает при комбинации органических нарушений слухового и двигательного направлений. Выраженность дефекта в этих областях может быть различной, то есть моторные дефекты могут иметь тяжелую форму, а сенсорные – легкую, или наоборот. Именно из-за множественности вариантов и комбинированных симптомов данный вид алалии считается наиболее тяжелым речевым дефектом как с позиции диагностики, так и коррекции.

Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.

Профилактика болезни

Для сохранения ребёнка здоровым, важно заниматься профилактикой ещё до того, как он родился

Беременная женщина обязана соблюдать предосторожности, настояния врачей, чтобы не получать травм и не обрекать будущего малыша на страдания

Список обязательных рекомендаций:

  1. Стабильное посещение гинеколога в течение беременности.
  2. Внимательно относиться к своему здоровью и состоянию своего ребёнка.
  3. Принимать лекарственные средства, витамины, что выписывают врачи.
  4. В случае, если роды проходят не в срок, требуется соблюдать все настояния, не откладывать стимуляцию.
  5. Обеспечить будущему ребёнку благоприятные условия воспитания и проживания.

Соблюдайте данные простые правила, и тогда здоровье малыша будет в ваших руках. Риск его заболеваемости, умственных отклонений, значительно снизится. И вам меньше волнений.

Клиническая картина

Наблюдаются алалия различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи. Различают моторную алалию, развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока), и сенсорную алалию, возникающую при поражении височной области левого полушария (центр Вернике). Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются и сенсорные, семантические нарушения. Может быть тотальная алалия, при которой нарушаются моторные и сенсорные компоненты речи. У детей могут быть и семантические расстройства речи, когда при сохранности понимания обиходной речи нарушено понимание значения более сложных слов. Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи

Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.

Моторная алалия характеризуется нарушением экспрессивной речи при достаточной сохранности ее понимания.

В норме у ребенка вначале развивается лепетная речь при отчетливо выраженной мимике и жестикуляции

Отсутствие лепета в возрасте старше года должно привлечь серьезное внимание родителей и персонала детских учреждений. При отсутствии речи до 2,5—3 лет можно предполагать, что у ребенка алалия

Дети с моторной алалией отличаются речевой инактивностью; даже обладая определенными речевыми возможностями, они отказываются говорить, проявляя своеобразный речевой негативизм. Овладев артикуляцией речи, ребенок с алалией испытывает трудности в произнесении звукосочетаний, у него наблюдаются перемещения фонем, персеверации (повторение одного какого-либо звука или слова), упрощения. Так, вместо «ау» он произносит «уа» или «уу», вместо «ауо» — «ао». У ребенка с алалией наблюдаются слоговые парафразии: «ломоток» вместо «молоток» и тому подобное.

С началом фразовой речи выявляются аграмматизмы, которые с накоплением словарного запаса увеличиваются в противоположность их уменьшению у нормально развивающегося ребенка. Аграмматизмы у детей с алалией стойки и выражаются не только в неправильных падежных окончаниях, окончаниях по родам и числам, не только в употреблении глаголов в неопределенной форме и имен существительных в именительном падеже, но и в отсутствии предлогов, союзов, наречий. Нарушения моторной функции речи у ребенка отражаются и на ее понимании.

В процессе обучения ребенка с алалией в его речи постепенно появляются предлоги, союзы, становится доступной формулировка отдельных коротких мыслей; однако сохраняется недостаточная речевая активность, ребенок с алалией (в сравнении со здоровым ребенком такого же возраста) затрудняется в словесной формулировке виденного и в пересказе прочитанного. Письмо ребенка отражает весь путь его речевого развития: оно аграмматично, изобилует буквенными, слоговыми и словесными парафазиями.

Иногда у детей с моторной алалией в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания ребенком речи при сохранности элементарных слуховых восприятий. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха. Случаи изолированной сенсорной алалии редки. В противоположность детям с моторной алалией, больные сенсорной алалией проявляют значительную речевую активность даже в период лепетной речи. Нередко у них развивается возможность повторения чужой речи еще без понимания повторяемых слов, что является прогностически благоприятным признаком.

Виды алалии

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

В медицинской практике встречаются две формы алалии у детей:

  • Моторная алалия сопровождается органическим поражением коркового отдела речедвигательного анализатора. При таком диагнозе у ребенка возникают проблемы с развитием собственной речи, но понимать разговор чужих людей ребенок в состоянии. Поражение мозгового центра Брока приводит к тому, что моторная алалия может проходить несколько уровней: первый уровень характеризуется полным отсутствием понимания обращенной речи;
  • на втором уровне у ребенка наблюдаются некоторые особенности речи;
  • для третьего уровня свойственна речь с большим количеством грамматических ошибок.

При сенсорной алалии у ребенка происходит недоразвитие импрессивной речи, то есть происходит разрыв между звуковой оболочкой слова и его смыслом. При таком виде патологии возникает нарушение понимания обращенной к ребенку речи, однако, при этом наблюдается сохранный слух и способности к развитию активной речи. Основной причиной развития сенсорной алалии является поражение коркового конца центра Вернике и его проводящих путей.

Заметить появление симптоматики сенсорной алалии можно уже с двух лет, когда отделы головного мозга ребенка становятся более-менее развитыми и ребенок пытается сказать первые слова. Можно выделить некоторые наиболее яркие симптомы сенсорной алалии:

  • появление проблем с движением;
  • несформированность навыков самообслуживания;
  • сильная раздражительность;
  • заметное отставание в умственном развитии от сверстников;
  • общение с взрослым в основном проходит на уровне жестов;
  • возникают проблемы в проведении речевых операций.

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

Причины:

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого. Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Симптомы алалии

Общая клиническая картина заболевания характеризуется поздним появлением речевых реакций у ребенка, скудностью словарного запаса, неправильным звукопроизношением и нарушением фонематических процессов. У детей-алаликов часто наблюдаются невротические реакции на свою бессвязную речь, вторичная задержка психологического развития, аграмматизм.

Они быстрее устают, по сравнению со сверстниками, обладают пониженной подвижностью и плохо концентрируют внимание. Если заболевание вовремя не начать лечить, в процессе школьного обучение алалия может перейти в нарушения письменной речи – дисграфию или дислексию

Помимо общей симптоматики, в зависимости от формы патологии, могут присутствовать и другие признаки речевых отклонений.

Моторная

К характерным признакам этого типа патологии относят недоразвитость первичных речевых проявлений. Они будут заметны с самого рождения малыша. Такие дети не умеют гулить, а их лепет сводится к монотонному произношению отдельных звуков. По особенностям поведения такие малыши могут быть гиперактивными или, наоборот, малоподвижными. Многие из алаликов имеют сниженную концентрацию внимания, быстро устают.

Становясь старше, такие дети с трудностями обучаются навыкам самообслуживания – не могут самостоятельно застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, одеться. Неврологическая симптоматика моторной алалии выражается в слабом развитии мелкой моторики рук, плохой координацией движений, неловкостью. У алаликов часто страдает и интеллектуальное развитие, пробелы в котором восполняются со временем развития правильной речи. На фоне неречевой активности может появиться заикание.

Фразовый запас у алаликов с моторной патологией очень скудный. Новые слова запоминаются с большим трудом. Такие малыши часто неуместно вставляют фразы, заменяют сложные речевые конструкции простыми обиходными терминами. Характерной чертой моторной алалии считается преобладание в словаре ребенка существительных в именительном падеже на фоне резкого отказа от использования других частей речи. В запущенных случаях при моторной алалии могут вместо слов могут проскальзывать «лепетные» фразы и звукоподражание с активной жестикуляцией и мимикой у ребенка.

Сенсорная

При этой форме алалии ведущим симптомом является нарушение восприятия смысла речи окружающих на фоне хорошего слуха у ребенка. Активность малышей с сенсорной алалией повышена, но их речь представляет собой набор непонятных звуков, словосочетаний, обрывков слов. В монологе таких пациентов присутствуют:

  • множественная персеверация – навязчивое повторение слогов, букв, звуков;
  • парафазия – искусственное создание слов;
  • эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов;
  • контаминация – объединение части разных слов в одно целое;
  • элизия – пропуск слога в слове или фразе с целью облегчения произношения.

Сенсорная алалия грубой формы характеризуется полным отсутствием понимания речи, но даже если ребенку и понятен смысл сказанного в определенном контексте фразы, то при изменении темпа голоса, смены порядка слов в предложении понимание теряется. Часто для восприятия слов взрослых такие дети пользуются техникой чтения по губам. Грубое нарушение речи приводит к вторичным изменениям личности, задержке интеллектуального развития.

Формы моторной алалии

Эфферентная моторная алалия – результат поражения премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока), которая следит за организацией и последовательностью сложных комплексов двигательной программы. Ребенок не может выполнять серию движений. Может произнести отдельный звук, но затрудняется в производстве группы звуков, целых слов и предложений. Страдает переключение с одной артикуляционной позы на другую. Грубо искажается слоговая структура слова, происходит застревание на одном и том же слоге (физкультурник – тутульник).

Афферентная моторная алалия – патология посцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). В норме она ведает кинестетическим анализом и синтезом тонких движений артикуляционного аппарата. Ребенок не чувствует артикуляционной позы: открыт рот или закрыт, растянуты или вытянуты губы, поднимается или опускается язык, вибрируют или нет голосовые складки. В результате, ему трудно найти артикуляционную позу и произнести отдельно некоторые звуки. Правильное удержание позы закрепляется с трудом, поэтому он заменяет артикуляцию сложных звуков на более простую. Нарушение звукопроизношения происходит по типу замены или пропуска звуков. Возможно сочетание этих двух форм моторной алалии.

Симптомы моторной алалии

Как же узнать, есть у малыша моторная алалия или нет в самом раннем периоде его развития? Помимо отсутствия речи есть ряд неречевых признаков, которые могут стать поводом для беспокойства родителей.

  • Неврологическая симптоматика. Быстрая утомляемость ребенка при перегрузках, нарушение тонуса некоторых групп мышц, паретичность или спастичность. Односторонний птоз – висит одно веко. Горизонтальный нистагм – бегающие зрачки. Расстройство произвольных движений пальцевой и артикуляторной моторики. Расстройство узнавания, чаще зрительного, не может выделить части, цифры, лево, право. В ряде случаев астереогноз – не может узнать предмет на ощупь.

  • Психопатологическая симптоматика. Отклонения в формировании мыслительных процессов, слухоречевой памяти, слухового внимания, примитивизм, конкретность мышления, трудности в овладении понятиями, пробелы в знаниях, слабость произвольного внимания, снижение работоспособности. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется в инфантилизме, лабильности настроения, в излишней доверчивости или, наоборот, в немотивированной агрессии, раздражительности, избирательности отношений. При затруднениях ребенок отказывается от деятельности, при позитиве – доводит дело до конца.

  • Моторная сфера может отмечаться нарушением осанки, часто дети астеничны. У некоторых детей наблюдаются нарушение координации движений, переключаемости с одного действия на другое. По состоянию моторики дети делятся на два типа: расторможенные (гиперактивные) и расторможенные (малоподвижные). Часто встречается леворукость вынужденного характера.

Кроме этого существуют и речевые признаки, проявляющиеся в нарушениях произношения всех групп звуков, ритмической организации слов, высоты и силы голоса. Речь часто бухштабирована, то есть замедлена, произносят по слогам. Лексика обедненная, часто с пропусками окончаний, предлогов, приставок, перестановкой слогов. Одним и тем же словом дети называют два понятия («пи» — пить и вода). Грубо нарушена грамматика, особенно употребление глаголов, заменяют их во всех случаях инфинитивом, отсюда несформированность связной речи («грач лететь» вместо «грачи прилетели»).

Моторную алалию можно вылечить, для этого существует несколько методологических подходов логопедической работы, к которой нужно приступить даже при небольшой задержке речи уже в 2 года. Иначе последствия алалии будут отражаться на обучении школьника письму, чтению, на некоторых психических функциях. А также необходим медикаментозный подход в устранении данной алалии. Но об этом поговорим в следующем материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector