Заикание у детей
Содержание:
- Причины патологии речи
- Формы заикания
- Основные причины заикания у подростков
- Устранение заикания у детей
- Какие существуют методы коррекции?
- Ребёнок стал заикаться: чего делать нельзя
- Когда проходит заикание у детей?
- Симптомы
- Симптомы
- Диагностика
- Курс управления мозгом и избавления от заикания у подростков
- Сопутствующие симптомы
- Симптомы и типы заикания
Причины патологии речи
Наиболее распространенные причины заикания у детей:
- гипертонус и судорожные сокращения рецепторов мозга, управляющих двигательными функциями речевого аппарата;
- синдром постстресса;
- факторы генетики;
- травма ЦНС при рождении;
- реакции судорожные;
- травматизация, последствия инфекции, отклонения функционирования эндокринной системы;
- нарушения речевые и психомоторные (раннее развитие связной речи);
- наличие в семье взрослого заикающегося человека, постоянно контактирующего с ребенком;
- психогенная ситуация в семье (долгая разлука с одним из родителей, развод, скандалы, высокие требования к речи и др.).
Плохая семейная ситуация — частая причина появления заикания в раннем возрасте
Причины заикания у детей 3 лет сопряжены с неправильным развитием координационной артикуляции. В этом возрасте наиболее часто возникают первые симптомы болезни. Малыши легко перевозбуждаются, что приводит к судорожным сокращениям мышц. Особенностью этой возрастной категории является отсутствие стабильных тормозных реакций. У ребенка, часто плачущего, нервного, слишком восприимчивого эмоционально, больше шансов стать заикой, чем у флегматичного малыша. Лечение заикания может затрудняться ввиду частых инфекционных болезней, которые ослабляют работу ЦНС.
Малыш часто запинается, когда родители слишком сильно давят на него и перегружают информацией. У каждого отдельного ребенка развитие начинается по-разному. Одни более восприимчивы к математике, другие к чтению, третьи к письму. Принуждение к заучиванию длинных сложных фраз вызывает нарушения речи в результате нервного расстройства. Серьезной ошибкой является принуждение к засыпанию в темноте, когда ребенок панически этого боится. Начинаются энурезы, появляются фобические расстройства, малыш становится неуверенным в себе, раздражительным и плаксивым, т. к. его не сформировавшийся организм не имеет возможности нормально отдыхать и восстанавливать свои силы.
Проблемы речи могут быть спровоцированы нарушением функциональности мозговых центров. Часто это происходит еще во время родов
В момент, когда начинает проявляться заикание, патология уже носит остаточный характер, поэтому важно следить за состоянием младенца и вовремя пролечить его соответствующими препаратами еще до года, обратившись к неврологу. Последствия натальной травмы видны по поведению ребенка: он плохо спит (по 15 мин
днем и практически всю ночь), жадно ест, раздражителен, ручки во сне плотно сжаты, ступни ножек почти не реагируют на прикосновение, гиперактивен. Обычно таким малышам назначают курс специальных массажей, ЛФК, глицин и др. препараты, исходя из результатов УЗИ головы, симптоматической картины.
На ранних стадиях (3–5 лет) лечение логоневроза у детей проходит успешнее, чем в подростковом возрасте. Приступы чаще наблюдаются при переутомлениях, в период болезни. Существует также некая зависимость проявления симптомов от погодных условий, сезона, питания. Хронические заболевания не способны повлиять на появление отклонений речи, но усиливают существующие. Например, хронический аденоидит замедляет речь, т. к. носовые пазухи перекрыты, и дыхание осложнено.
Формы заикания
Заболевание классифицируют с учетом механизма развития. Существует две формы: невротическая, неврозоподобная. Первая связана с нарушениями функции речевого аппарата без его повреждения. Неврозоподобная форма развивается в результате патологий нервной системы. По характеру течения существуют следующие виды заикания у детей:
- Патологическое. Носит врожденный характер, появляется из-за генетических отклонений или нарушений внутриутробного развития. Плохо поддается лечению, часто сохраняется у взрослых.
- Тоническое. Проявляется паузами в середине слова, растягиванием гласных. При выполнении специальных упражнений, дефект со временем устраняется. Среди причин тонического логоневроза – болезни центральной нервной системы.
- Клоническое. Ребенок не может выговорить слог или букву, постоянно повторяет их. Основные причины клонического типа заболевания – психологическая травма или сильный испуг.
- Комбинированное. Сочетает симптомы тонического и клонического заикания, с трудом корректируется.
- Нестабильное. Заикание проявляется только в определенных обстоятельствах (страхе, волнении, стеснении).
- Циклическое (волнообразное). Отличается периодами покоя, в течение которых ребенок говорит нормально. Такие промежутки могут длиться от нескольких месяцев, до нескольких дней.
Основные причины заикания у подростков
Можно выделить две основные причины, из-за которых подросток может заикаться, и целый ряд причин усиливающих заикание.
- Заикание от испуга — 99% случаев.
- Заикание от травмы головного мозга — 1% случаев.
Причины усиливающие заикание:
- генетическая предрасположенность;
- неврологические причины;
- другие дефекты речи;
- отношения родителей, стресс, окружающая обстановка;
- тревожность о своей «неправильной» речи, которая провоцирует развитие дефектов речи, страх говорить;
- другие типы страха.
Заикание в 99% случаев — это психологическая проблема и связана она с испугом. Испуг нарушает речевые настройки, создаёт внутренний конфликт, и приводит к привычке заикаться. Если вы наблюдаете, что ребенок стал заикаться – весомый повод, чтобы обратиться ко мне за помощью.
Причины способствующие усилению заикания — стресс, тревога, волнения, высокая физическая или умственная нагрузка. В состоянии, когда подросток пребывает в спокойствии, абсолютной гармонии с окружающим внешним миром, родители могут наблюдать хорошую речь. Но, как только у ребенка возникает стресс, заикание возвращается вновь.
Подросток по многим причинам может иметь дефекты с произношением и речью. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, чтобы выявить причину и правильно спланировать речевые действия для устранения заикания.
Устранение заикания у детей
Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.
Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.
Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.
Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.
Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.
Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.
Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.
Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.
Какие существуют методы коррекции?
Самая первая методика преодоления заикания разработана Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Авторы взяли за основу уровень овладения самостоятельностью в речевой деятельности.
Одновременно проводятся занятия по отработке чувства ритма и музыкальных упражнения, а также разъяснительные беседы с родителями.
Н.А.Чевелева предложила устранять признаки логоневроза в процессе практической деятельности ребенка. Методика заключается в том, что дети постепенно переходят от наглядных форм речи к отвлеченным. Высказывание строится на основе наглядной ситуации (например, изготовление поделки).
По мере усложнения ручной деятельности, увеличения числа элементов работы усложняется и речь:
- Сначала ребенок учится слышать правильную речь.
- Затем наступает время сопровождающей речи. Дети комментируют свои действия по изготовлению поделки.
- Завершающую речь дети отрабатывают при описании уже готового изделия.
- Предваряющей речи заикающиеся учатся, когда рассказывают о своих намерениях.
- Закрепление навыков самостоятельной речи. Здесь детям предстоит рассказать обо всем процессе изготовления поделки, ответить на вопросы логопеда.
Эта методика подходит для занятий как с дошкольниками, так и с младшими школьниками.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Упражнения гимнастики для артикуляционного аппарата тренируют мышцы ротовой полости. Гимнастический комплекс включает разработку языка, губ, подвижности щек, глотки и неба.
Рекомендуется выполнять гимнастику перед зеркалом, чтобы контролировать правильное положение органов речи. Упражнения нужно выполнять регулярно.
Дыхательная гимнастика помогает поставить длительную воздушную струю и правильное речевое дыхание.
Развитие речевого дыхания при заикании, видео-урок:
Логоритмические приемы
Логопедическая ритмика помогает преодолевать нарушения речи с помощью развития двигательных навыков ребенка в сочетании со словесным и музыкальным сопровождением.
Идея логоритмических упражнений основана на том, что все жизненные процессы имеют свои ритмы. Ритмические движения активизируют мозговую деятельность.
Логопедический массаж
Массаж проводят перед всеми другими мерами логопедического воздействия. Массажные движения охватывают не только ротовую полость, но и область головы, шеи, плечевого пояса.
Существует две техники логопедического массажа – сегментарная и точечная. Первый включает такие движения, как поглаживания, растирания, разминания, вибрация.
Точечный массаж основан на действии биологически активных точек. Нажатие на них вызывает рефлекторный ответ в определенных органах и мышцах.
Ребёнок стал заикаться: чего делать нельзя
Нередко чрезвычайно активные мамы, которые видят смысл своей жизни в постоянных развивающих занятиях с ребёнком, начинают «лечить» маленького заику самостоятельно. Они выбирают методы, которые кажутся им правильными. Но на самом деле эти меры лишь усугубляют проблему. К ним относятся:
Бесконечные тренировки по повторению слов, которые малыш не может выговорить с первого раза. Таким образом маме хочется выработать у малыша навык свободного произношения, но ребёнок, понимая, что от него ожидают результата, которого он не может добиться, нервничает и начинает заикаться ещё сильнее.
Загрузка ребёнка заданиями по работе над речью. В результате детский мозг перегружается, ребёнок начинает затрудняться даже в тех случаях, с которыми раньше без труда справлялся.
Чтение малышу книг, которые он пока не в состоянии понять.
Частый просмотр телевизора. Многие современные мамы доверяют воспитание своего ребёнка телевизору. Для своего крохи они подбирают ряд развивающих мультфильмов, которые тот смотрит часами, и совершают при этом серьёзную ошибку. Первое, что следует сделать, если ребёнок в 3-4 года заикается, — это ограничить время его общения с телевизором, планшетом или компьютером
Такому малышу больше всего нужны не красочные движущиеся рисунки, а мамино тепло, внимание, понимание
С крохой-заикой нужно много разговаривать, причём очень важно правильно подбирать темп речи, интонацию, слова.
Нередко для коррекции заикания бывает достаточно лишь исправить ошибки в общении с крохой.
Когда проходит заикание у детей?
Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.
Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.
Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.
Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.
Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:
нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет; длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета); лицевой нервный тик при разговоре; наследственный фактор заикания
Симптомы
Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.
Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:
- вынужденная пауза в определённом месте слова: соб…ака;
- повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
- сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.
Добавочными симптомами к заиканию становятся:
- напряжённость, нервозность ребёнка;
- гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
- замкнутость, которая может развиться в социофобию;
- психологический дискомфорт во время общения;
- неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.
Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.
Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.
Симптомы
Фото: detki-pogodki.ru
Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.
Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.
В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.
Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.
В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.
Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.
Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму
В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.
У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.
Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).
Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.
Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.
Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.
У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.
Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
Диагностика
Для выявления заболевания необходимо обратиться в первую очередь к логопеду, далее он порекомендует каких врачей еще стоит посетить.
Этапы диагностирования:
Сбор анамнеза
Генетическая предрасположенность, информация о формировании речи малыша, возможных сопутствующих факторах, которые могли вызвать данную ситуацию.
Определяется место, сила и интервал между судорогами.
Происходит оценка скорости разговора, темпа дыхания и голоса.
Врач обращает внимание на сопутствующие нарушения в движениях и речи малыша, а также его отношение к заиканию.
Исследование произношения звуков, фонематического слуха и лексики у ребенка.
Для выявления или исключения поражений ЦНС (центральная нервная система) назначаются такие исследования, как МРТ (магнитно-резонансная томография) мозга, реоэнцефалография, ЭЭГ (электроэнцефалография).
Курс управления мозгом и избавления от заикания у подростков
Заикание — это конфликт сознания с глубинным мозгом: «Я хочу хорошо говорить» и «Я не могу хорошо говорить», он возникает от испуга. Вам нужно изменить образ «Я не могу хорошо говорить» на образ «Я могу хорошо говорить» с помощью самогипноза и правильных речевых действий. Индивидуальный курс от заикания у подростка состоит из 5 занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по выходным. Подростки изучают методы и приемы управления мозгом и речью, а также обучаются управлять своими мыслями, образами, эмоциями и глубинным разумом с помощью самогипноза. После каждого занятия выдаётся план действий на неделю.
Если вы хотите чтобы ваш ребёнок избавился от заикания, тогда сделайте первый шаг и позвоните мне. Я буду рад помочь вам! 8(918) 612-79-20
Сопутствующие симптомы
Заболевание, когда ребенок заикается, чаще дебютирует в возрасте 3-6 лет, что связано с интенсивным формированием речевой функции в обозначенный период, если появились первые признаки, нужно делать диагностику для подтверждения или опровержения подозрений. Дебютные признаки у ребенка 3 лет:
- Затруднения при инициации речи.
- Вынужденные остановки между отдельными слогами и словами.
- Повторение звуков, слогов в начале слова.
- Дополнительные звуки (обычно «а», «и») перед произнесением слова.
- Уменьшение объема речи.
Некоторые дети в возрасте 4 лет и старше, освоившие первичные речевые навыки, отказываются разговаривать из-за дефектов речи. Молчание может продолжаться до 24 часов. Сопутствующие проявления включают повышенную тревожность, раздражительность, агрессию, плаксивость.
На фоне нарушения психо-эмоционального фона ребенок становится замкнутым, отказывается возвращаться в детский сад, что связано со страхом перед насмешками сверстников. Такие дети часто страдают от бессонницы и отсутствия аппетита. Как следствие у них нередко выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта психогенной этиологии.
Симптомы и типы заикания
При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.
Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.
Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.
Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.
Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:
- легкая – человек заикается только в состоянии возбуждения и при желании побыстрее высказаться. Задержки звуков, слогов и слов с легкостью преодолеваются и человек разговаривает не испытывая чувства стеснения за свой дефект;
- средняя – в состоянии эмоционального возбуждения человек сильно заикается, но в спокойной и привычной обстановке говорит нормально и заикается мало;
- тяжелая – человек заикается на протяжении всей речи.
Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:
- постоянное заикание(возникнув однажды, заикание возникает с относительным постоянством в различных ситуациях и формах речи);
- волнообразное заикание – дефект то ослабевает, то усиливается, но не проходит полностью;
- рецидивирующее заикание (заикание появляется снова после довольно длительных периодов ремиссии, в период которых наблюдается свободная речь, без запинок).