Расстройство аутистического спектра: причины, симптомы, лечение и осложнения

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Что делать, если у ребенка диагностировали аутизм? Коррекционная программа детей аутистического спектра составляется индивидуально. Ребенку нужна помощь группы специалистов, в частности, занятья с психологом, логопедом и специальным педагогом, сеансы с психиатром, упражнения с физиотерапевтом (при выраженной неуклюжести и отсутствии ощущения собственного тела). Коррекция происходит медленно, занятие за занятием. Детей учат чувствовать формы и размеры, находить соответствия, чувствовать взаимосвязи, участвовать, а затем и инициировать сюжетную игру. Детям с аутическими расстройствами показаны занятия в группах социальных навыков, где ребята учатся играть вместе, следовать социальным нормам и помогают выработать определенные модели поведения в обществе.

Основной задачей логопеда является развитие речевого и фонематического слуха, увеличение словарного запаса, обучение составлению коротких, а затем и длинных предложений. Специалисты также пытаются научить ребенка различать тона речи и эмоции другого человека. Адаптированная программа аутистического спектра нужна также в детских садиках и школах. К сожалению, далеко не все образовательные заведения (особенно государственные) могут предоставить квалифицированных специалистов для работы с аутистами.

«Я здоровый человек»

Несмотря на полученную в детстве травму, девушка называет себя абсолютно здоровым человеком. Работает она в магазине — раскладывает товар по полкам.

«Если я весь день на ногах, бегаю или просто стою, то вечером они у меня болят. Но это же нормально. У здоровых людей они тоже могут болеть, поэтому стараюсь внимания на это не обращать. Только муж иногда ругается: «Куда ты лезешь со своими ногами?!» Но мы даже совершаем пробежки. Так что никаких ограничений нет, я здоровый человек», — рассказывает девушка.

О детстве и трагедии Раса почти ничего не помнит.

Сейчас Датиашвили работает микрохирургом, профессором хирургии отделения пластической хирургии в Ратгерском университете в Нью-Джерси. В США он переехал в 1991 году, о причинах эмиграции Датиашвили не распространяется. Однако его знакомые, попросившие RT не называть имён, предполагают, что одной из причин могли стать слава и зависть, которые обрушились на хирурга после того, как он прооперировал Расу: «Он лишь хотел качественно выполнять свою работу, но был вынужден покинуть страну».

  • Раса с дочерью Ильяной

Раса до сих пор не перестаёт благодарить хирурга, повторяя, что «у этого человека золотые руки». Она также признательна всем людям, кто помог ей в те страшные сутки. Однако сейчас, по её мнению, повторение такого сценария просто невозможно.

Раса признаётся, что хоть сама она из Литвы, а живёт в Германии, новости смотрит только российские: «Мне интересно про Россию что-то узнавать. Мне очень язык нравится: такой богатый и красивый. Меня это с ума сводило всегда. Наверное, это ещё с детства пошло. На меня произвело большое впечатление, как меня встретили, и такой образ Москвы остался в памяти».

Раса также призналась, что в Германии о её истории никто не знает, в отличие от родной республики. «Когда я приезжаю в Литву, бывает, стою на остановке, ко мне подходят и говорят: «А мы вас знаем». Мне приятно, но я теряюсь от такого внимания. В Германии меня никто не знает, и я могу скрыть своё прошлое. Бывает только, как шрамы увидят, начинают за спиной шептаться: «Смотри! А что это? От чего это?» Муж мне сказал, чтобы я в таких случаях говорила, что меня крокодил покусал», — смеётся Раса.

Методы диагностики аутизма

То, в каком возрасте диагностируют аутизм, напрямую влияет на успех лечения и дальнейшей социализации ребёнка. Ранняя диагностика аутизма у детей позволяет избежать развития заболевания, своевременно начать терапию и помочь им влиться в общество.

Самостоятельно выявить заболевание родителям достаточно сложно. Обычно дети до года редко вызывают тревогу. Поэтому заметить, что с малышом что-то не так, могут только опытные родители, воспитавшие 2-3 детей.

На участкового педиатра в данном случае тоже надеяться нельзя. Все действия врачей во время ежемесячных осмотров грудничков соответствуют протоколу и не включают в себя проведение диагностики психических расстройств. Поэтому надеяться можно только на детского невролога.

Диагностика аутизма у детей дошкольного возраста при возникновении подозрений включает различные процедуры:

  • Электроэнцефалографию (ЭЭГ), позволяющую оценить работу головного мозга;
  • УЗИ теменной зоны, помогающее выявить повреждения головного мозга;
  • Тестирование ребёнка и наблюдение за его реакциями.

Параллельно с этими процедурами проводятся различные исследования, направленные на исключение заболеваний со схожей симптоматикой. Например, при подозрении на аутизм ребёнка обязательно осматривает отоларинголог (ЛОР), чтобы исключить тугоухость (глухоту).

Диагностика детей с расстройствами аутистического спектра должна проводиться только опытными специалистами, так как схожая симптоматика наблюдается при различных психических заболеваниях и умственных отклонениях. Лучше всего проконсультироваться с несколькими врачами, чтобы исключить неправильную постановку диагноза.

️Чтобы помочь родителям самостоятельно выявить проблему и избежать лишних переживаний, я составила таблицу с симптомами болезни и их причинами.

Симптом, вызывающий беспокойство Причины клинического характера (РАС) Причины, вызванные особенностями характера
Забывчивость и рассеянность, отсутствие концентрации внимания на требованиях взрослых Отсутствие взаимопонимания с родителями, вызванное нарушением социализации Лень, упрямство и нежелание выполнять требования взрослых
Склонность к стереотипности (нежелание узнавать что-то новое, менять обстановку и место жительство), привычка повторять одни и те же действия Болезненная реакция на перемены, вызывающая дискомфорт, стресс, а в отдельных случаях – агрессию или панику Лень, упрямство, нежелание развиваться
Игнорирование других людей (не отзывается на своё имя, не выполняет просьбы, агрессивно реагирует на попытки вовлечения в игру ли беседу) Нарушение социализации, которое приводит к непониманию действий и желаний окружающих Эгоизм и упрямство
Избегает зрительного и тактильного контакта, нервно реагирует на громкие звуки и вспышки света Сенсорная чувствительность Гиперактивность (СДВГ)

Эта таблица составлена для того, чтобы излишне беспокойные родители поняли: не всегда один или несколько симптомов заболевания являются поводом для паники. Диагностикой болезни должен заниматься врач, умеющий отличить признаки аутизма от особенностей характера и развития.

10 вопросов к врачу от тех, кто волнуется о детях

В некоторых случаях родители могут увидеть проявления еще до года, но чаще всего диагноз можно поставить в возрасте 2-х лет. Пограничные состояния спектра могут оставаться недиагностированными долгие годы.

Можно ли диагностировать РАС еще во время беременности?

Расстройство развития у плода диагностировать невозможно. Можно выявить по маркерам некоторые генетические синдромы, которые после рождения могут проявиться аутичным спектром. Но прогнозировать, проявятся ли они и каким образом, невозможно.

Наследуется ли аутизм?

В семьях, где у родственников есть, к примеру, синдром Аспергера, вероятность появления малыша с РАС выше. Некоторые родители только после диагностики аутизма у ребенка осознают, что они сами — «из спектра».

Есть ли ранние признаки аутизма?

Самые яркие и самые известные — отсутствие контакта глаз у малыша, улыбки, реакции на речь родителей, подражания действиям взрослых.

Что должно насторожить в возрасте старше года?

Задержка, утрата социальных, коммуникативных навыков. Отсутствие речи как части общения. Сама речь может проявляться непривычным способом: повторением фраз из мультфильмов, стихотворений, взрослых разговоров или отсутствовать полностью. Отличие во взаимодействии со сверстниками и родителями: от полного игнорирования других людей до неловких попыток контакта, отличающихся от других детей того же возраста. Однотипные интересы и игры, «залипание» на паззлах, выстраивании в ряд предметов, катании-качании и т. д. Не просто увлечение, а погружение в занятия.

Что может быть похоже на аутизм?

РАС в раннем возрасте можно спутать (в обе стороны) с задержкой развития, патологиями и заболеваниями. Например, с нарушениями функций слуха, зрения, речевой функции, с отставанием в умственном развитии, с тревожным расстройством, другими нарушениями психики.

К какому врачу идти с вопросами?

Заподозрить РАС может и педиатр, и невролог, однако устанавливает диагноз детский психиатр. Этот специалист владеет наиболее точными методиками и знает, как отличить одно расстройство от другого, как корректировать проявления. Первая диспансеризация у детского психиатра для любого ребенка — в возрасте двух лет.

Как лечить ребенка с РАС?

О лечении речь не идет, все подтвержденные методики — это коррекция как часть медико-психолого-педагогической помощи. Сегодня наибольшей доказательной базой отличается АВА, или Прикладной Анализ Поведения (ПАП). К эффективности остальных методов коррекции есть вопросы.

Когда начинать терапию?

Сразу же, как только установлен диагноз, или даже раньше. Чем быстрее — тем выше эффективность. Преимущества АВА в воспитании детей может оценить любой родитель даже самого нейротипичного ребенка. Эта методика помогает направлять поведение у здоровых капризуль и у детей, чьи «капризы» — проявление РАС. Но при РАС она используется более широко и направленно.

Как оценить прогнозы при РАС?

В раннем возрасте сложно сказать, что будет. Прогноз зависит от выраженности проявлений, части спектра, в которой находится ребенок, наличия или отсутствия умственной отсталости и иных сочетанных диагнозов. Но самое большое влияние оказывает время начала работы с ребенком, и это доказанный факт.

Тест на РАС для детей от 1,5 до 3 лет от специалистов по детскому развитию Университета Роджерс (США). Точность — 88%, время прохождения теста — 2 минуты. Варианты ответов: да, нет, иногда.

  • Если ребенку что-то интересно или нужно, он показывает жестами.
  • Улыбается и регулярно смотрит в глаза всем окружающим (не только маме).
  • Откликается на свое имя.
  • Часто проявляет необычную реакцию на звуки: или не слышит совсем, или резко реагирует на громкость, тональность и т. д.
  • Интересуется другими детьми при играх.
  • Любит играть в «ладушки», «ку-ку».
  • Пытается общаться лепетными словами, слогами, полноценной речью, мимикой, жестами.
  • Часто и по делу использует не менее трех слов (дай, на, бух и т. д.).
  • Пытается говорить или говорит полностью предложениями из двух и более слов (дай пить, хочу ам и т. д.).
  • «Отзеркаливает» эмоции: смеется, если вокруг все смеются.

«Да» на все вопросы, кроме номера 4, дают 0 баллов. «Нет» на вопрос номер 4 — 0 баллов. Иногда — 0,5 балла. Чем меньше баллов, тем ниже шансы на РАС у ребенка.

«Торговала игрушками ради водки»

В родном селе все жители вышли встречать спасённую девочку.

«Фельдшер, которая завернула мои ножки в селёдку, когда встретила меня, обняла и сказала, что мой ангел-хранитель уснул на минуту и в этот момент случилась беда. А как проснулся, сделал всё, чтобы я была здорова, — вспоминает в беседе с RT Раса. — Сделал так, чтобы мне встретились добрые люди, которые помогли добраться до врача, который пошёл на риск и пришил мне ножки. Она говорила, что мне нечего бояться: теперь ангел не уснёт и всегда будет со мной».

Поток писем и посылок с игрушками не прекратился и после возвращения Расы домой. Однако, как рассказывали соседи, вскоре Дангуоле начала продавать игрушки дочери, а на вырученные деньги покупать водку. Об этом узнали местные власти и лишили мать и отца родительских прав. Впрочем, сестра Расы Аушра так и осталась жить в семье — как объясняет Раса, потому что у неё не было проблем со здоровьем. Старший брат Егидиус оказался в интернате.

Девочку передавали из больницы в больницу на протяжении нескольких лет. В какой-то момент она оказалась в семье гардеробщицы Филатовской больницы — «бабушки Кати», как Раса сама её называла. У женщины была небольшая комната в коммуналке, где она жила с сыном и дочерью. Когда Расе исполнилось десять, ей понадобилась ещё одна сложная операция из-за того, что одна нога оказалась короче другой.

Литовские журналисты сняли о Расе сюжет и призвали людей удочерить девочку с непростой судьбой. На это откликнулась семья учителей Пиюса Адомайтиса и Софии Адомайтене, жившая недалеко от родного дома Расы с 18-летней дочерью и 16-летним сыном.

Советы родителям детей с РАС

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребёнка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Фильмы с необычными героями

Что такое ДЦП у детей , знают все, но об аутистических расстройствах известно намного меньше. Мировой кинематограф решает эту проблему по-своему – количество картин с особенными героями постоянно растет с 1988 года – с тех пор, как вышел знаменитый «Человек дождя». Фильмы про аутистов удивительны по силе и искренности чувств, а главное – они заставляют нас стать чуточку ближе к этим людям.

  1. «Человек дождя» (Дастин Хоффман), 1988 г.
  2. «Снежный пирог» (Сигурни Уивер), 2006 г.
  3. «Без ума от любви» (Джош Хартнетт), 2006 г.
  4. «Бен X» (Грег Тиммерманс), 2007 г.
  5. «Мэри и Макс», анимационный фильм, 2009 г.
  6. «Рай океана» (Вэнь Чжан), 2010 г.
  7. «Антон тут рядом», документальный фильм, 2012 г.

Признаки аутизма у взрослых сложно перепутать с другими расстройствами – у этой болезни слишком заметный почерк. Недуг может проявиться уже в 1-2 годика, а может – в начальной школе или даже в подростковом возрасте. Скорректировать заболевание реально, главное – вовремя начать терапию и всеми силами пытаться вывести человека в такой пугающий для него, но такой интересный мир.

Статью для сайта «Рецепты здоровья» подготовила Надежда Жукова.

zdorovieiuspex.ru

Классификация аутических расстройств

В настоящее время вместо термина “аутизм” врачи обычно используют понятие “расстройство аутического спектра” (РАС). Оно объединяет несколько заболеваний со схожими симптомами, но отличающихся степенью выраженности проявлений.

Синдром Каннера

“Классическая” форма аутизма. Другое название – ранний детский аутизм. Характеризуется всеми вышеперечисленными симптомами. Он может протекать в легкой, средней и тяжелой форме в зависимости от выраженности проявлений.

Синдром Аспергера

Это относительно легкая форма аутизма. Первые проявления возникают примерно в 6-7 лет. Нередки случаи постановки диагноза уже во взрослом возрасте.

Люди с синдромом Аспергера могут вести вполне нормальную социальную жизнь. Они мало чем отличаются от здоровых людей и при благоприятных условиях способны устроиться на работу и создать семью.

Для данного расстройства характерны следующие признаки:

  • развитые интеллектуальные способности;
  • внятная разборчивая речь;
  • зацикленность на каком-то одном занятии;
  • проблемы с координацией движений;
  • сложности с “расшифровкой” человеческих эмоций;
  • способность имитировать нормальное социальное взаимодействие.

Люди с синдромом Аспергера часто демонстрируют незаурядные умственные способности. Многие из них признаются гениями и достигают невероятного уровня развития в конкретных областях. Они могут, например, обладать феноменальной памятью или производить в уме сложные математические вычисления.

Синдром Ретта

Это тяжелая форма аутизма, вызванная генетическими нарушениями. Страдают ей только девочки, так как мальчики погибают еще в утробе матери. Характеризуется полной дезадаптацией индивида и умственной отсталостью.

Обычно до года дети с синдромом Ретта развиваются нормально, а потом случается резкое торможение развития. Происходит утрата уже приобретенных навыков, замедление роста головы, нарушение координации движений. У больных отсутствует речь, они полностью погружены в себя и дезадаптированы. Данное расстройство практически не поддается коррекции.

Неспецифическое первазивное нарушение развития

Этот синдром еще называют атипичным аутизмом. Клиническая картина болезни стерта, что сильно затрудняет постановку диагноза. Первые симптомы, как правило, появляются позже, чем при классическом аутизме, и могут быть менее выраженными. Нередко этот диагноз ставят уже в подростковом возрасте.

Атипичный аутизм может сопровождаться умственной отсталостью, а может протекать без утраты интеллектуальных способностей. При легкой форме этого заболевания больные хорошо социализируются и имеют шанс прожить полноценную жизнь.

Детское дезинтегративное расстройство

Для этой патологии характерно нормальное развитие ребенка до двух лет. Причем это касается как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Малыш учится говорить, понимает речь, приобретает двигательные навыки. Социальное взаимодействие с людьми не нарушено – в общем, он ничем не отличается от своих ровесников.

Однако после достижения им возраста 2 лет начинается регресс. Ребенок утрачивает выработанные ранее навыки и останавливается в умственном развитии. Это может происходить постепенно на протяжении нескольких лет, но чаще происходит стремительно – за 5-12 месяцев.

Сначала могут наблюдаться изменения в поведении, такие как вспышки гнева и паники. Потом ребенок теряет моторные, коммуникативные, социальные навыки. В этом главное отличие данного заболевания от классического аутизма, при котором ранее приобретенные навыки сохраняются.

Вторым показательным отличием является утрата способности к самообслуживанию. При тяжелой степени детского интегративного расстройства больные не могут самостоятельно питаться, мыться, ходить в туалет.

К счастью, встречается это заболевание очень редко – примерно 1 случай на 100 000 детей. Нередко его путают с синдромом Ретта из-за схожести симптомов.

Интересные факты

  • До XX века представителей негроидной расы в России не встречалось. В СССР за время сотрудничества с развивающимися государствами остались жить около 70 тысяч чернокожих.
  • Только одна европеоидная раса способна всю жизнь вырабатывать лактазу, которая участвует в усвоении молока. У остальных основных рас эта способность наблюдается только в грудном возрасте.
  • Генетическими исследованиями было определено, что у светлокожих жителей северных территорий Европы и России имеется около 47,5 % монгольских генов и только 52,5% европейских.
  • Большое количество людей, идентифицирующих себя как чистых афроамериканцев, имеют европейских предков. В свою очередь и европейцы могут обнаружить в своих прародителях коренных американцев или африканцев.
  • ДНК всех жителей планеты, независимо от внешних различий (цвета кожи, текстуры волос), одинаковы на 99,9 %, поэтому с позиции генетических исследований существующее понятие «расы» теряет смысл.

Расстройство аутистического спектра и кататония

См. также: Кататонический синдром

В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра.

Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии». В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15). Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.

Лечение

Основным лечением при кататонии является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению.

В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра.

Признаки и симптомы

Существует ранняя форма в первые месяцы, промежуточная форма от одного до двух лет и более поздняя форма после двухлетнего возраста, но редко после трехлетнего возраста.

  • Проблемы понимания. Речь является стереотипной и повторяется;
  • Трудности в использовании языка. В половине случаев речь отсутствует или сокращена до нескольких слов. Иногда это повторы речи своего собеседника с неуместными интонациями;
  • Нет ответа на имя;
  • Неподвижность взгляда, неопределенность или ненормальное выражение эмоций на лице.
  • Ролевые или имитационные игры невозможны;
  • Ребенок очарован необычными предметами (кусочки нити, перья или крошки);
  • Жесты стереотипны (например, рукопожатие, ходьба или прыжки);
  • Существует повышенная чувствительность или безразличие к шумам, прикосновениям или боли;
  • Трудности адаптации к изменениям в повседневной жизни;
  • Агрессивное поведение и самоповреждение.

«Заниматься с ребёнком с аутизмом никогда не рано и никогда не поздно»

Ранний детский аутизм Андрею поставили в 2 года и девять месяцев. И судя по случаям, с которыми я знакома, это очень большая редкость для региона, в котором мы живём — Сибири.

Через месяц после постановки диагноза мы отправились в город Томск на интенсивные занятия в рамках прикладного анализа поведения (ABA-терапии). Там появились первые навыки: сотрудничества, имитации, учебного поведения. Перед поездкой я прошла первый модуль для родителей и начинающих специалистов по АВА, чтобы потом, после возвращения из Томска, заниматься с сыном самостоятельно.

Мы используем только психолого-педагогическое сопровождение: это регулярные занятия, направленные на развитие речи, расширение мотивационной сферы, формирование игровых навыков и навыков самостоятельности, познавательную и продуктивную деятельность. Регулярно ходим в бассейн, где Андрей занимается с инструктором в группе сверстников. Так как все занятия на платной основе и никакого маршрута, рекомендованного для таких детей нет, то приходится мониторить услуги и подбирать занятия самостоятельно. Сейчас хотелось бы найти ещё одного логопеда, групповые занятия и какую-то спортивную секцию для Андрея.

Фото из личного архива героини

Про аутизм сложно рассказать простыми словами. Хотя в международном классификаторе болезней для описания используется триада нарушений: нарушение коммуникации, трудности в социальном взаимодействии и стереотипное поведение.

Но при этом многие считают, что аутизм — это проблемы в общении. Это не так

Аутизм — это непонимание самой сути процесса коммуникации: что после вопроса следует ответ, что можно использовать речь для получения желаемого, ответить жестом, обратить внимание другого человека на заинтересовавший тебя предмет с помощью взгляда или вокализации. Нейротипичных детей не надо этому учить, они способны считывать ситуацию, запоминать, обобщать, копировать поведение других и выбирать свои варианты

Для ребёнка с аутизмом необходимо проводить специальные занятия для обучения тому, чему в норме ребёнок учится самостоятельно

Мне кажется, самое важное, что должны понимать родители ребёнка с аутизмом — это то, что заниматься никогда не рано и никогда не поздно. Это самый доступный и важный элемент реабилитации

Главное, чтобы эти занятия были в радость для ребёнка.

Проблемы самодиагностики РАС

Основное затруднение в том, что описание жизни взрослых с расстройствами аутического спектра мы получаем от социализировавшихся, адаптированных и компенсированных людей. Это значит, что многие симптомы и проблемы у них теперь сглажены и могут совпадать с проблемами нейротипических (здоровых в отношении ВНС) людей с психологическими проблемами, обусловленными пережитым в детстве или позже травматическим опытом, людей с неврологическими нарушениями после физических травм или ментально-нездоровых людей в неостром состоянии.

Стимминг? Этим занимаются и здоровые люди в состоянии тревожности – чтобы немного разрядить напряжение. А люди с постоянной тревожностью и занимаются стиммингом постоянно. “Социофобия” (истинная и ложная), панические атаки, часто сопутствующие людям с РАС циклические депрессивные и субдепрессивные состояния, социальная неловкость, диссоциация с собственным телом, обсессивно-компульсивные расстройства – всё это может быть, а может и не быть симптомом РАС.

Парааутизм: понятие, симптомы

Парааутизм – это условное обозначение схожих между собой психологических феноменов из группы расстройства развития у детей, которые схожи с симптомами РАС или шизофрении.

Приставка «пара» обозначает наличие некоторых отличий от стандартной симптоматики.

Причины возникновения:

  • отсутствие эмоциональной близости между матерью и ребенком (обычно просматривается в неблагополучных семьях);
  • сиротство – дети, лишенные родительской любви и полноценных семейных отношений;
  • отсутствие общения с окружающими за счет патологии: ДЦП, глухота и т.д.;
  • длительный «информационный голод» — удержание насильственно детей в ограниченном пространстве, без доступа к социуму;
  • защитная реакция организма на угрозу или стресс – насилие в семье, постоянные скандалы и т.д.

Симптомы проявления парааутизма:

  • отсутствие эмоциональности (дети не улыбаются, не оказывают никакой реакции на новые игрушки, звуки и т.д.);
  • малыши не проявляют интереса к общению;
  • нет отклика на собственное имя;
  • отсутствие интереса к детским сказкам, играм, сюжетным картинкам;
  • игнорирование домашних питомцев;
  • бедные ориентировочные ответы – без двигательных и речевых реакций, могут только глазами проследить;
  • позже могут возникать проблемы с речью.

Если игнорировать долгий промежуток времени все эти симптомы, с большой вероятностью наступят осложнения (соматизированные):

  • ночные кошмары;
  • экземы;
  • диатезы;
  • энурезы;
  • нейродермиты;
  • вирусные заболевания с сильными осложнениями.

Часто наблюдается депрессивное состояние, замкнутость, плаксивость. Постепенно искажаются когнитивные, эмоциональные и волевые навыки.

4 Развитие интеллекта у детей-аутистов

В развитии интеллекта ребенка возникают так называемые аутичные черты. У детей-аутистов имеет место умственная отсталость незначительной или легкой степени. При развитии глубокой умственной отсталости дети теряют способность к обучению. В том случае, если имеет место легкая форма аутизма, интеллектуальное развитие может быть либо нарушено незначительно, либо не нарушено вовсе.

Особенность течения аутизма – избирательность интеллекта. Такие дети нередко демонстрируют успехи в различных областях: математика, физика, химия, творческие предметы. Такое явление получило название синдрома саванта, или савантизма. При савантизме аутист чрезвычайно одарен в определенной области: обладает фотографической памятью или способен умножать в уме многозначные числа, но в ряде других дисциплин заметно отстает.

Существует предположение, что целый ряд знаменитостей в той или иной мере обладали аутистичными чертами, среди них Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Уорхол, Леонардо да Винчи и многие другие.

Как эффективно общаться с ребенком с РАС

Как говорилось выше, важнейшим условием для начала общения является наличие как минимум двух партнеров (отправителя сообщения и его получателя)

Так как у ребенка с РАС наблюдаются трудности с инициацией и поддержанием диалога, а также с пониманием смысла сообщения, взрослому важно уметь адаптировать свою речь в соответствии с уровнем развития ребенка. Многие взрослые с аутизмом говорят, что им бывает трудно выделять отдельные слова в потоке речи

Непросто также бывает понять, к кому сейчас обращается собеседник (например, фраза «все идут мыть руки» может не восприниматься ребенком с РАС как имеющая отношение к нему тоже).

Как можно улучшить взаимодействие с ребенком с РАС:

Говорите с ребенком, используя простые и четкие фразы, – это позволит ребенку лучше понять ваше сообщение. Если ребенок использует только отдельные слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Например, вместо длинного предложения «Аня, пойдем быстрее кушать, но сначала надо убрать игрушки и помыть руки» произносим несколько коротких: «убери игрушки», после того, как это выполнено, – «помой руки», а затем уже – «идем есть»)

Если ребенок пока не пользуется речью, используйте отдельные слова (например, вместо «пойдем есть» – только слово «есть»).

Можно использовать речевую фразу «сначала – потом» (например, «сначала помой руки, потом есть»).

Не превращайте инструкцию в вопрос, используйте утвердительную форму (вместо «пойдешь читать книгу?», «пойдешь есть?» «будешь спать?» говорим «идем читать», «идем есть», «спать»)
Это существенно снизит вероятность того, что ребенок откажется выполнять то, что ему сейчас нужно сделать.

Очень важно предоставлять ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя от 5 до 15, в зависимости от навыков конкретного ребенка), прежде чем повторить вопрос или дать инструкцию.

Чтобы ребенок обратил на вас внимание, встаньте напротив, поощряйте контакт глаз.

Сопровождайте свою речь жестами или другими видами визуальной поддержки.

Обращайтесь к ребенку, если хотите, чтобы он ответил вам или что-то сделал.

Поощряйте действия по очереди («сначала ты, потом я», «моя очередь, твоя очередь»), это учит ребенка ждать, когда в конкретный момент не его время выполнять какое-то действие.

Подкрепляйте попытки коммуникации приемлемым способом со стороны ребенка, используя игры, активности, игрушки. Коммуникация для ребенка с РАС – непростая задача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector